Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Материалы » Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста » Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. К.Д. Ушинский, например, подчеркивая воспитательное содержание игры, писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками: весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений, и вереницы этих ассоциаций . свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление детей» [47,с.320].

По утверждению А.С. Макаренко, игра для детей имеет такое же значение, какое для взрослого работа, труд. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. От работы игра отличается лишь тем, что не ставит перед собой целей создания материальных и культурных ценностей, «к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы» [30,с.27].

Роль игры несколько уменьшается с возрастом, однако в течение всего периода дошкольного обучения (и собственно на протяжении всей жизни детей) многие игры не утрачивают своего воспитывающего и развивающего значения. Дети младенческого, ясельного и отчасти старшего дошкольного возраста участвуют в предметных играх, когда ребенок оперирует яркими, привлекательными игрушками и другими предметами, сначала производя простейшие движения (бросание, перекладывание и т. п.), сопровождаемые определенным эмоциональным выражением, а позже наблюдая за их изменением (движением заводных игрушек, разрушением постройки из кубиков и др.) и пытаясь установить причину этих изменений [35,с.118].

В дошкольном возрасте расцветают сюжетные, и в первую очередь ролевые, игры, в которых дети подражают взрослым, животным, машинам. Позже в ролевых играх начинают отражаться бытовые явления, проявляются взаимоотношения детей, воспроизводятся трудовые действия взрослых: учителя, врача, продавца и т.п., расширяется сюжет игр (у мальчиков проявляется интерес к производственной и военной тематике и т.п.). Широко распространены среди детей старшего и среднего дошкольного возраста такие сюжетные игры, как режиссерские, в которых ребенок придает игрушкам определенное значение в общем сюжете (например, «школа», «детский сад») и поочередно действует за них, и игры-инсценировки, в которых дети воспроизводят литературные произведения (сказки, басни и др.) или театрализуют свои собственные жизненные впечатления. Правильная организация и умелое направление игры помогает родителям и педагогам всесторонне развивать детей, формировать у них коллективизм, черты характера, силу воли и другие важные качества [35,с.119].

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, творческой активности и познавательной деятельности.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр [35,с.121].

Страницы: 1 2 3


Интерпретация субшкал Цели в жизни.
Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут п ...

Природа способностей
На протяжении многих лет психологии вели дискуссию о природе человеческих способностей. Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяснение отношения к мозгу - субстрату всех психологических процессов, состояний, ка ...

Результаты исследования
С целью изучения и выявления таких психологических особенностей как: ипохондрия (Hs), депрессия (D),истерии (Hy), психопатия (Pd), паранойяльностъ (Ра), психастения( Pt), шизоидность(Se), гипотония(Ма) (Мини – мульт MMPI)[14], отношение к ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru