Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Страница 1

Материалы » Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста » Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. К.Д. Ушинский, например, подчеркивая воспитательное содержание игры, писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. Не думайте же, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанщиками: весьма вероятно, что из этого со временем завяжутся ассоциации представлений, и вереницы этих ассоциаций . свяжутся в одну обширную сеть, которая определит характер и направление детей» [47,с.320].

По утверждению А.С. Макаренко, игра для детей имеет такое же значение, какое для взрослого работа, труд. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. От работы игра отличается лишь тем, что не ставит перед собой целей создания материальных и культурных ценностей, «к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы» [30,с.27].

Роль игры несколько уменьшается с возрастом, однако в течение всего периода дошкольного обучения (и собственно на протяжении всей жизни детей) многие игры не утрачивают своего воспитывающего и развивающего значения. Дети младенческого, ясельного и отчасти старшего дошкольного возраста участвуют в предметных играх, когда ребенок оперирует яркими, привлекательными игрушками и другими предметами, сначала производя простейшие движения (бросание, перекладывание и т. п.), сопровождаемые определенным эмоциональным выражением, а позже наблюдая за их изменением (движением заводных игрушек, разрушением постройки из кубиков и др.) и пытаясь установить причину этих изменений [35,с.118].

В дошкольном возрасте расцветают сюжетные, и в первую очередь ролевые, игры, в которых дети подражают взрослым, животным, машинам. Позже в ролевых играх начинают отражаться бытовые явления, проявляются взаимоотношения детей, воспроизводятся трудовые действия взрослых: учителя, врача, продавца и т.п., расширяется сюжет игр (у мальчиков проявляется интерес к производственной и военной тематике и т.п.). Широко распространены среди детей старшего и среднего дошкольного возраста такие сюжетные игры, как режиссерские, в которых ребенок придает игрушкам определенное значение в общем сюжете (например, «школа», «детский сад») и поочередно действует за них, и игры-инсценировки, в которых дети воспроизводят литературные произведения (сказки, басни и др.) или театрализуют свои собственные жизненные впечатления. Правильная организация и умелое направление игры помогает родителям и педагогам всесторонне развивать детей, формировать у них коллективизм, черты характера, силу воли и другие важные качества [35,с.119].

Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим, творческой активности и познавательной деятельности.

Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр [35,с.121].

Страницы: 1 2 3


Становление эмпирической психологии
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классиф ...

Характеристика ценностных ориентаций молодежи
Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную ...

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. 2.Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. 3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это поз ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru