Формирующий этап
Цель данного этапа состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении
2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях
Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для старших дошкольников с различным уровнем развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут. Обогащение педагогического процесса семиотикой цветовой гаммы (все пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.
При разработке занятий мы брали за основу программу А. Е. Рыбак «Вместе», в которой автор основной акцент делает на развитии эмоциональной отзывчивости детей на различные средства художественной выразительности.
Так, на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для художественного освоения дошкольником окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.
Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Следующим этапом стало проведение работы, направленной на профилактику конфликтов у дошкольников в игровой деятельности путем развития эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использовались:
- коммуникативные игры,
- беседы на различные темы,
- разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,
- ритмические и интонационные игры со словом,
- музицирование, импровизации, танцы, хороводы,
- психогимнастические упражнения,
- психологические этюды,
- ауторелаксация,
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- обыгрывание эмоционального состояния
- подвижные игры.
После проведения подобных занятий, которые проводились на протяжении трех месяцев, нами был проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе.
Состояние психологического знания в России в начале
XX века
В начале XX столетия психология в России мощно заявила о себе, заняв достойное место в системе наук. Уходя своими корнями в две главные области научной мысли - в сферу философско-исторического и естественнонаучного знания - она в конце XI ...
Истоки и содержание понятия
"психосоматика"
История проникновения человеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляется тысячелетиями.
Первобытная медицина использовала "заговоры" и заклинания, приемы задабривания, отпугивания и изгнания духов в качеств ...
Биография
Первое образование получил сначала в 1894 г. (Баптистский университет Фурмана) в Гринвилле, намереваясь стать священником. Окончив его в 1900 г., он получил степень магистра, однако после смерти матери отказался от первоначальных намерени ...