Соотношение психологической коррекции и проектирования
Страница 1

Материалы » Психологическая служба в школе » Соотношение психологической коррекции и проектирования

Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическую работу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление — психологическое консультирование, — наоборот, пользуется очень широкой популярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так и посвященных конкретным методом коррекции. Водосчетчик в Павлодар santehplast.com.kz.

Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии и прежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологического консультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеном между клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистом более узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком круге психологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с таким постулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственном обращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологической службы является некоторая "смещенность" роли клиента. Часто первым собеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи в работе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух "клиентов": реального — учителя и потенциального — ребенка. Это требует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, на кого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.

Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоит в том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или иным проблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он может предвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты. Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог может выйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как она будет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьного психолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чисто консультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной (попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка, эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционирования школы как целого).

Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работы психолога в школе — проектирование и консультирование.

Школьная психологическая служба должна осуществлять работу, направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создавать программы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологических ошибок, трудностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегии помогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед школьным психологом нынешняя ситуация в обществе.

Кризис в социуме, реформирование разваливающейся системы образования, комплекс личностных проблем, накапливающихся и у детей, и у взрослых, — все это делает позицию школьного психолога весьма сложной, а его присутствие — необходимым.

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Вид деятельности

Мероприятия

Класс

Сроки выполнения

Диагностика

1. Диагностика уровня готовности к обучению в школе

1

Сентябрь – Октябрь

2. Диагностика уровня социально – психологической готовности детей к обучению в среднем звене

5

Октябрь – Ноябрь

3. Диагностика уровня воспитанности учащихся школы.

6-10

Ноябрь

4. Диагностика уровня сплоченности классных коллективов

6-8

9-10

Ноябрь

Декабрь

5. Диагностика удовлетворенности учащихся школы учебно-воспитательной работой

8-11

Апрель

6. Профориентационная диагностика

9-11

Март

7. Диагностика уровня социально – психологической готовности к обучению в среднем звене школы

4

Апрель

8. Определение социально-психологического статуса подростка.

8

Февраль

9. Диагностика уровня конфликтности классных коллективов.

8-9

10-11

Февраль

Февраль

10. Определение социально-психологического климата классных коллективов

8-11

Апрель

11. Анкетирование родителей «Что в школе плохо и что хорошо?» (с точки зрения здоровья)

1-11

В течение года

12. Экспертная оценка причин неуспеваемости

8-10

Март

Развивающая и коррекционная работа

1. Проведение адаптационных встреч «Новичок в средней школе»

5

Октябрь – Ноябрь

2. Проведение адаптационной игры «Планета моего класса»

5

Октябрь

3. Проведение коррекционных психологических игр для младших школьников: «Необитаемый остров», «Деревья – характеры», «Сказкотерапия».

1

Октябрь – ноябрь

4. Коррекционные игры для подростков «Ключи в мой внутренний мир», «Поговорим о застенчивости»

8

Декабрь – январь

5. Психокоррекционная работа с учащимися, имеющими внутриличностные и межличностные проблемы.

4

В течение года

Консультирование

1. Консультация классных руководителей по итогам диагностик

1-11

В течение года

2. Консультация родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей

1-11

В течение года

3. Консультационная работа с учащимися школы

5-11

В течение года

4. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания.

1-11

В течение года

5. Консультирование педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся школы.

1-11

В течение года

Просветительская работа

1. Лектории для учителей:

* «Психологический подход в работе с одаренными детьми»

* «Психология крика»

* «Особенности работы с детьми девиантного поведения»

* «Пути и формы формирования здорового образа жизни в классном коллективе»

1-11

Ноябрь

Февраль

Апрель

Сентябрь

2. Лектории для родителей:

* «Основные проблемы адаптации ребенка к школе»

* «Роль ребенка в семье»

* «Подростковый кризис: его особенности»

1-11

Октябрь

Февраль

Апрель

3. Родительская конференция на тему: «О задачах семьи по формированию навыков здорового образа жизни – здоровье психическое и психологическое»

1-11

15.09.06

4. Проведение психологических занятий по профориентации

9-11

В течение года

Экспертная работа

1. Участие в проектировании образовательной среды в школе

В течение года

2. Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива

В течение года

3. Индивидуальная психологическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с детьми.

В течение года

4. Посещение занятий учащихся 1 класса

Сентябрь-октябрь

5. Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений

В течение года

6. Организация работы Психолого – педагогического консилиума

В течение года

7. Психолого – педагогическая диагностика учащихся школы в рамках ПМПК

В течение года

8. Экспертная оценка социально-образовательных программ, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни»

Сентябрь

9. Проведение коммуникативного тренинга с педагогическим коллективом школы

В течение года

Организационно-методическая работа

1. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, проведения психологического консультирования.

В течение года

2. Участие в работе городского методического объединения педагогов-психологов

В течение года

3. Участие в работе научно-практических семинаров, конференций, методического совета школы, педагогического совета школы.

В течение года

4. Организация работы клуба «Здоровье»

В течение года

5. Супервизорство

В течение года

6. Анализ и планирование деятельности

В течение года

Страницы: 1 2


Результаты исследования личностных качеств учащихся 2 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2005 – 2006 году:
При помощи методики «Лесенка» , целью которой является изучение самооценки, были получены следующие результаты: (см. Таблицу 5) Для группы респондентов (младших школьников) характерно наличие как дифференцированной, так и недифференциров ...

Оценка функций слуховой системы.
Во всяком процессе отражения передача воздействия от отражаемого к отражающему (воспринимающему) объекту происходит в форме сигнала. Передача этого сигнала осуществляется в определенной среде. Следовательно, рассмотрение процесса отражени ...

Последователи Дж. Роттера и их методики
Итак, в первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера выделялись лишь два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Затем К. Уоллстоном была разработана трехмерная шкала локуса контроля, в которой ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru