Введение
Страница 1

Материалы » Суицидальное поведение как проявление девиантности детей и подростков » Введение

Суицид

– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Суицид - исключительно человеческий акт. Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Суицидальное поведение.

Проблема юношеских самоубийств многие годы была у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически больные, ненормальные люди;

Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% - 16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого», «выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Основные мотивы

суицидального поведения у детей и подростков:

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство или ревность.

3. Переживания, связанные с утратой родителей по той или иной причине.

4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

5. Самообвинение.

6. Боязнь позора, насмешек, унижения.

7. Страх наказания, нежелание извиняться.

8. Чувство мести, злобы, протеста.

9. Угрозы или вымогательство.

10. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

11. Подражание товарищам, героям фильмов.

Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями. Признаки:

Внешний вид и поведение

Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)

Гипомимия

Амимия

Тихий монотонный голос

Замедленная речь

Краткость ответов

Отсутствие ответов

Ускоренная экспрессивная речь

Патетические интонации

Причитания

Склонность к нытью

Общая двигательная заторможенность

Бездеятельность, адинамия

Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

Скука

Грусть

Уныние

Угнетенность

Мрачная угрюмость

Злобность

Раздражительность

Ворчливость

Брюзжание

Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

Чувство ненависти к благополучию окружающих

Чувство физического недовольства

Безразличное отношение к себе, окружающим

Чувство бесчувствия

Тревога беспредметная (немотивированная)

Тревога предметная (мотивированная)

Ожидание непоправимой беды

Страх немотивированный

Страх мотивированный

Тоска как постоянный фон настроения

Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности

Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевание

депрессия

неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой

маниакально-депрессивный психоз

шизофрения

Оценка собственной жизни

Пессимистическая оценка своего прошлого

Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

Нелюдимость, избегание контактов с окружающими

Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью

Склонность к нытью

Капризность

Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

Слезливость

Расширение зрачков

Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)

Тахикардия

Повышенное АД

Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

Ощущение комка в горле

Головные боли

Бессонница

Повышенная сонливость

Нарушение ритма сна

Отсутствие чувства сна

Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)

Запоры

Снижение веса тела

Повышение веса тела

Снижение аппетита

Пища ощущается безвкусной

Снижение либидо

Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

Улучшения состояния к вечеру

Ухудшение состояния к вечеру

Страницы: 1 2


Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики ...

Выводы
Младший подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этом возрасте преимущественно ...

Манипуляция как вид психологического воздействия
Психологическое воздействие заключается в воздействии одной личности или группы на психику другой группы, на их мышление, воображение, чувства, волю и т.п. Целью и результатами психологического воздействия является перестройка психики объ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru