Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.

Лидерство » Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.

Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, направленность, самоорганизованность, а также сплоченность.

Групповая сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Количественно она определяется как частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов на число возможных выборов в данной группе. Однако такой количественной оценки для определения сплоченности коллектива недостаточно, так как здесь отражаются только эмоциональные связи.

При оценке сплоченности группы, а тем более коллектива предлагается учитывать и содержательные моменты единения членов группы. В качестве таковых выделены ценностные ориентации и цели. В соответствии с этими параметрами сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства его членов. Сплоченность коллектива предстает как динамическая характеристика процесса развития внутриколлективных связей, которые нужно изучать не на одном уровне (эмоциональных контактов), а на трех:

ü эмоциональная привлекательность (первый поверхностный уровень);

ü ценностно-ориентационное единство (второй уровень, связанный с отношением членов коллектива к его целям и задачам);

ü устойчивость коллектива (третий уровень выявления сплоченности коллектива).

Совершенно очевидно, что сплоченность представляет собой признак коллектива только в сочетании с направленностью на достижение социально значимых целей, поскольку без такой направленности она может встречаться и в других типах групп (например, в корпорациях). Направленность коллектива проявляется не только в целях, им выбранных, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистических взаимоотношений в деловой и личной сферах общения. А.С.Макаренко указывал, что «там, где есть организация коллектива, там…вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».


Экспериментальное исследование делинквентных подростков. Констатирующий эксперимент как начальный этап практического исследования
Экспериментально-практическое исследование проводилось среди воспитанников Биробиджанской воспитательной колонии на протяжении 2003-2004г. В нем участвовали подростки, средний возраст которых составил 15 лет. Испытуемые были разделены на ...

Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях
Белоусова И.В., говоря о факторах, формирующих детско-родительские отношения, выделяет среди основных систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствия взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологи ...

Переход от детства к взрослости. Психическое развитие подростка
Подростковый возраст, как период биологических, социальных и психологических кардинальных перемен связан с образованием особой подростковой субкультуры, со специфическими стереотипами поведения, своим сленгом, своими нормами, установками ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru