Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.

Лидерство » Групповая сплоченность как социально-психологическая характеристика коллектива.

Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне развития коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, направленность, самоорганизованность, а также сплоченность.

Групповая сплоченность – это характеристика единства, взаимосвязанности индивидов в группе. Количественно она определяется как частное от деления общего числа взаимных позитивных выборов на число возможных выборов в данной группе. Однако такой количественной оценки для определения сплоченности коллектива недостаточно, так как здесь отражаются только эмоциональные связи.

При оценке сплоченности группы, а тем более коллектива предлагается учитывать и содержательные моменты единения членов группы. В качестве таковых выделены ценностные ориентации и цели. В соответствии с этими параметрами сплоченность коллектива понимается как характеристика нравственного, интеллектуального, эмоционального и волевого единства его членов. Сплоченность коллектива предстает как динамическая характеристика процесса развития внутриколлективных связей, которые нужно изучать не на одном уровне (эмоциональных контактов), а на трех:

ü эмоциональная привлекательность (первый поверхностный уровень);

ü ценностно-ориентационное единство (второй уровень, связанный с отношением членов коллектива к его целям и задачам);

ü устойчивость коллектива (третий уровень выявления сплоченности коллектива).

Совершенно очевидно, что сплоченность представляет собой признак коллектива только в сочетании с направленностью на достижение социально значимых целей, поскольку без такой направленности она может встречаться и в других типах групп (например, в корпорациях). Направленность коллектива проявляется не только в целях, им выбранных, но и в подчинении этим целям взаимоотношений в коллективе, в доминировании коллективистических взаимоотношений в деловой и личной сферах общения. А.С.Макаренко указывал, что «там, где есть организация коллектива, там…вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».


Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики ...

Анализ данных тестирования.
1. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом к опроснику. 2. Для того чтобы определить место индивида по шкале «интроверсия – экстраверсия «, необходимо количество ответов, совпадающих с ключом к опроснику, умножить на 5. 3. ...

Исследования
Автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста"[3], написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru