Феномен агрессии. Роль агрессии в обществе
Страница 3

Материалы » Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации » Феномен агрессии. Роль агрессии в обществе

Бихевиористы А. Басс и Л. Беркович независимо друг от друга пришли к выводу об особой роли внешней стимуляции в порождении агрессивных действий. А. Басс впервые выделяет три дихотомии агрессивного поведения индивида: физическая-вербальная, активная-пассивная, прямая-косвенная агрессия.

Таблица 1

Активная

Пассивная

Прямая

Косвенная

Прямая

Косвенная

Физическая

Удар кулаком по жертве

Розыгрыш, ловушка

Загораживание прохода, оккупация помещения в знак протеста

Отказ выполнить требуемое задание

Вербальная

Оскорбление жертвы

Злобные сплетни

Отказ разговаривать

Письменное или устное несогласие

В таблице 1 проиллюстрирован широкий спектр стереотипов агрессивных действий человека. Человек может “освободиться” от своего агрессивного состояния, ударив жертву или оскорбив ее, а может действовать в обход, расставляя ловушки, сплетничая, демонстрируя молчаливый протест, и т.п. Агрессия может быть направлена против индивида или группы, ее причины могут быть различны. Но все возможные виды агрессии объединяет то, что с их помощью человек или группа людей подвергаются давлению, которое в конечном счете приводит либо к уходу их со сцены, либо к подчинению другому человеку, группе людей, или же групповой норме.

Четыре типа активной агрессии, представленные в данной таблице, являются наиболее типичными агрессивными реакциями обычного человека. Многие агрессивные действия совершаются в контексте гнева, и это дает повод обыденному сознанию рассматривать агрессию и гнев как взаимозависимые понятия: гнев как обязательную причину агрессии, а агрессию как обязательное следствие гнева. На самом деле всё обстоит гораздо сложнее. Гнев может вылиться в ряд абсолютно неагрессивных эмоций/действий, например, в беспокойство, депрессию, в переключение на другой вид деятельности, и т.д. С другой стороны, агрессия вовсе не обязательно является результатом эмоции гнева. Человека, нажимающего кнопку запуска ядерной боеголовки, может и не душить ненависть ко всему миру: агрессор может быть вполне спокоен и не испытывать никаких эмоций, включая угрызения совести. Эта явная разница в типах агрессивных действий позволила А. Бассу ввести понятие “намерение” (intent) и выделить два основных “намерения” агрессии: намерение получить какое-либо “поощрение” (reinforcer) и намерение заставить жертву страдать. А.Басс выдвигает тезис о наличии двух типов человеческой агрессии: ”гневной” и “инструментальной” . “Гневная” агрессия стимулируется оскорблением, физической атакой или присутствием раздражителей. Эти стимулы и являются “ключами” к гневу, который, в свою очередь, приводит к агрессии, намерение которой - заставить жертву страдать. “Инструментальная” агрессия является продуктом соревнования или стремления заполучить нечто, чем обладает другой индивид. Это - ключи к “хладнокровной” агрессии, намерение которой - выиграть соревнование или получить поощрение. Выводы А. Басса о соотношении стимулов агрессивного поведения и соответствующих агрессивных реакций представлены в следующей таблице:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Диагностика агрессивности по тесту Баса-Дарки14.
Представлены 75 утверждений. Вам следует ответить на них «да» или «нет». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь ...

Инфразвук.
Колебательные процессы с частотами ниже 20 Гц – инфразвуки – не воспринимаются слухом человека. Физическая сущность инфразвука не отличается от физической сущности звука. Однако инфразвук, как низкочастотный волновой процесс, обладает ряд ...

Результаты исследования
В ходе исследования всем молодым людям – участникам эксперимента были выданы бланки методик. Участникам эксперимента были даны инструкции по заполнению каждого теста. На заполнение бланков молодым людям давался 1 час. Результаты диагност ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru