Факторы эффективности деятельности группы
Результатами работы и удовлетворенностью её участников оценивается эффективность деятельности группы. Эффективность определяют с учетом размера, состава, характера групповых норм, сплоченности, конфликтности групп, статуса и функциональных ролей членов этой группы.
Размер группы
. От размера группы зависит эффективность её деятельности. По мере увеличения размера группы общение между её членами усложняется. Это приводит к трудностям в достижение согласия по вопросам, связанным с групповой деятельностью. Также с увеличением размера группы возрастает возможность образования неформальных подгрупп, что приводит к разногласиям в пределах группы.
Композиционная характеристика группы
. От данных характеристик зависит эффективность деятельности группы. Это проявляется в степени схожести личностных особенностей, подходов, проявляемых участниками группы при решении проблем, точек зрения. При деятельностях, требующих большого количества идей, необходимо в состав группы включать участников разных психологических типов с различными точками зрения, способами деятельности и стилями мышления.
Содержание групповых норм
. Групповые нормы присваиваются участникам и являются регуляторами поведения каждого в группе. При соответствии нормам группы участник может рассчитывать на принадлежность к данной группе и поддержку. Данная зависимость характерна как для формальных так и для неформальных групп.
Групповые нормы бывают положительными и отрицательными.
- положительные – направлены на достижение целей и задач организации; они стимулируют рост эффективности деятельности в группе.
- отрицательные – приводят к уменьшению уровня производительности труда (прогулы, нарушения дисциплины, кражи).
Сплоченность группы
. Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Сплоченность определяется взаимной тягой членов группы друг к другу и к группе в целом. Природа сплоченности может быть как чисто эмоциональной, так и обусловленной сходством в ценностных ориентациях. Чем выше сплоченность в группе, тем меньше проблем в общении, меньше напряженность и недоверие, и тем выше трудовая эффективность.
Для повышения сплоченности в группе используют организацию совместной деятельности, групповые формы принятия решений и т.д. Необходимо систематически проводить собрания, указывающие на глобальные цели группы, показывать каждому участнику его вклад в достижение определенной цели, проводить встречи руководства с подчиненными для обсуждения различных вопросов.
Параметр, связанный со сплоченностью группы – конфликтность. Различают два вида конфликтов:
- конструктивные – конфликты, способствующие выявлению потенциала участников, для повышения эффективности групповой деятельности.
- неконструктивные – конфликты, негативно влияющие на эффективность групповой деятельности.
Статус участников групп
ы. Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты. Изменение любого из факторов может привести к повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, которые приняты в группе.
Участники с высоким статусом оказывают большее влияние на решения группы, но это не всегда повышает продуктивность деятельности группы. Довольно часто для повышения эффективности группе нужно бороться с доминированием в ней мнений высокостатусных членов.
Стратегии снижения эффекта отрицательных и закрепления эффекта положительных
факторов. Стратегия № 1 Соблюдайте психологическую диету
Психологическая диета
1. Приятное начало и конец дня
Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все, что угодно. Важно, чтобы вечером, засыпая, вы знали, что утром вас ожидает нечто приятное, и весь день жили ...
Функции рекламы.
Обычно принято выделять четыре основных функции рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и коммуникационную.
1. Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента маркетинга сводится, прежде вс ...
Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса проявляются во всех его структурно – функциональных элементах и оказывают существенное влияние на него. Влияние этих закономерностей происходит через реализацию принципов педагогического процесса, к ...