Истерический невроз
Страница 1

Материалы » Нервные дети » Истерический невроз

Детям страдающим предневрозом характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Дети с этим предневрозом несамостоятельны и напоминают короля, который и раздеться не способен без слуг.

Зато притя­зания их чрезмерно высоки. Мало того, самомнение их достигает уровня гордыни. Сорваться в невроз такому ребенку легко, ибо жизнь наказывает за самомнение, за чрезмерные не­обоснованные притязания — неудачами и презрением окружающих. И это будет истерический невроз.

Однако, пока у такого ребенка «все в порядке», пока родители ему служат, прикрывая его от требований реальной жизни, устраняя все трудности и угрозы, пока его не ушибло, пока ему хорошо, он все-таки как-то учитывает интересы других, все-таки, подрастая, пони­мает, что есть некие границы дозволенности и прили­чий, по-своему понимает, что слаб. В результате в нем имеет место конфликт высокого и низкого мнения о себе, конфликт между «хочу» и «надо, нельзя, стыдно». Временами он осознает свою эгоцентричность, осозна­ет, что в чем-то перегнул палку, что был не прав. Он контрастен: то нестерпимо эгоистичен, то добр; то чрез­вычайно требователен, то уступчив; то высокомерен, то уничижает себя. Главное же, что и у него есть чувство достоинства, ущемленное на этапе предневроза ощуще­нием своей несостоятельности в реальной жизни. И он страдает от этого. У него конфликт гордыни, высоких притязаний и страха перед жизнью, неверия в свои соб­ственные силы. Он противоречив, и в нем идет внут­ренняя борьба, борьба между «не хочу», но «надо», между «хочу», но «нельзя», «стыдно». И до возникновения психической травматизации он как-то лавирует,Острая психическая травматизация для такого ре­бенка – все, что конфликтно противоречит «хочу» или «не хочу». Это резко возросшие требования к нему, когда с его «хочу» или «не хочу» перестают считаться эгоцентризму дают бой (ясли или сад, школа, встреча со сверстниками, когда вместо безоговорочно удовлет­воряющих все его требования родителей он сталкива­ется с требующими от него); это жизненные трудности когда уже не до его желаний и капризов, когда условия его жизни ухудшаются; это суровое наказание, что для такого ребенка ошеломительно; это бескомпромиссное разоблачение его непра­воты, что воспринимается как ужасающая несправед­ливость. Тогда ребенок отбрасывает «надо», «нельзя», «стыдно», кончаются колебания, исчезают проявления внутреннего конфликта. Теперь он безраздельно эго­истичен. Однако подобное надо объяснить себе и дру­гим. И возникает психологическая защита в форме «бегства в болезнь», «инвалидной реакции».

И он защищается поведением, которое принято характеризовать как идущую из древности форму при­способления слабых. Из этологии известно, что жи­вотные, неспособные себя защитить, при опасности не­редко демонстрируют мнимую смерть и хищник не видит их, поскольку они неподвижны, или отказыва­ется от «мертвого». Иногда животное, почувствовав опасность, начинает неистово метаться. Проявляется так называемая двигательная буря, и в итоге живот­ спасается, случайно найдя выход или отпугивая хищника столь бурной реакцией. При неврозах часто отмечается выход детей на древние для человека, напоминающие таковые у животных механизмы поведения. Знание этого помогает понять, почему девятимесячный несмышленыш, испытывая неудоволь­ствие, добивается своего истерической бурей, а нахо­дясь в больнице без родителей, впадает в состояние мнимой смерти, становясь безучастным, пассивным, как бы замирая. Это очень важно для понимания истерического невроза. Именно потому, что истерич­ность — приспособление слабых, истерический невроз имеет место даже у самых маленьких [3, 174].

При истерическом неврозе ребенок приспосаблива­ется через удивительную способность неосознаваемо­го, руководящего физиологическими функциями орга­низма, воссоздать модель любого заболевания. Ребенок перестал посещать детский сад, школу, заболев грип­пом. В неосознаваемом зафиксировалось ведущее: из­мерили температуру, уложили в постель, захлопотали, все обязанности сняты. И вот возникла необходимость освободиться от чего-то неприятного. Неосознаваемо следует «приказ» центру терморегуляции — и темпе­ратура тела повышена. «Надо» — и паралично повиса­ет рука, опускаются веки, начинается сильный кашель, рвоты и т.д. Но истерическое приспособление в отли­чие от неврастении, когда неосознаваемо хотят одно­го — «оставьте меня в покое», это решение своих эго­истических проблем руками других.

Страницы: 1 2


Методы разрешения супружеских конфликтов
Разрешение конфликта - процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей лич­ную значимость для участников. Разрешение может быть полным и неполным. Разрешение полное происходит при устранении при­чин, предмета конфликта и к ...

Работа педагога
Большинство педагогов ежедневно сталкиваются с проявлениями агрессивного поведения подростков. При этом, некоторые не которые из них, отрицают существование данной проблемы в целом или в тех подростковых коллективах с которыми им приходит ...

Цель воспитания как педагогическая проблема
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой обще ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru