Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений
Страница 1

Материалы » Семейно-брачные отношения » Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений

РОССИЯ И АМЕРИКА. Общеизвестно, что нормы морали и нравственности находят свое отражение в коллективных и индивидуальных представлениях по различным аспектам социальной жизни. Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Несмотря на то, что "представление о ситуации и поведение в реальной жизни - не всегда совпадающие величины" (С. Московичи, 1996), изучение современных социальных представлений в сфере семейно-брачных отношений является необходимым условием прогнозирования типов брачного поведения.

Необходимость сравнения социальных представлений в сфере семейно-брачных отношений российской молодежи и молодежи других развитых стран особенно важно в контексте изучения глобальных тенденций развития института семьи с учетом российской специфики на ближайшие 20 - 30 лет, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений.

Целью предпринятого Российским социологическим центром исследования было выявление и сравнение особенностей социальных представлений студенческой молодежи России и Америки в сфере семейно-брачных отношений. Предполагалось наличие особенностей семейно-брачных представлений студенческой молодежи в двух разных культурных средах: в России и Америке.

Методологической основой данной работы является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, его концепция психологического возраста и социальной ситуации развития; идеи отечественных и зарубежных психологов по проблемам семьи и личности подростков и юношей (Берн Э., Вульф В., Кондратьев М. Ю., Ананьев Б. Г., Петровский А. В., Фельдштейн Д. И. и др.), а также принципы анализа социальных представлений, разрабатываемые в зарубежной и отечественной науке (Московичи С., Жоделе Д., Фарр Р., Форгас Дж., Донцов А. И., Емельянова Т. П. и др.).

В исследовании были использованы следующие методы:

- анкетный опрос (посредством разработанной и апробированной нами анкеты, содержащей 37 вопросов, были получены данные относительно представлений студенческой молодежи России и Америки в сфере семейно-брачных отношений);

- тестовый метод - проективная методика "Автобиография" (Я - через 10 лет), содержательную основу которой составили суждения респондентов, выражающих ту или иную позицию по проблемам семьи и брака для себя в будущем.

Сообразно цели и задачам исследования, в марте-апреле 2004 года, было проведено социально-психологическое исследование, охватившее интересующую категорию молодежи двух стран: России и Америки. В исследовании приняли участие 160 человек: 80 человек - российские студенты, 80 человек - американские студенты, обучающиеся в университетах гг. Кемерово и Вермонта, примерно одинаковых по численности и значимости среди других университетов России и США (российская и американская глубинки). Средний возраст представителей американской и российской групп составил 19,9 и 18,9 лет соответственно.

С целью выявления особенностей социальных представлений был проведен сравнительный анализ средних групповых значений в процентном соотношении. Сопоставимость полученных данных обеспечивалась прежде всего идентичностью выборок, методик сбора данных и методов их обработки. Выборки были выровнены по полу (по 50 % юношей и девушек), возрасту, образованию. Избежать ошибок в переводе и учесть особенности содержания тех или иных терминов удалось благодаря помощи 2 профессоров - преподавателей этого университета, занимающихся вопросами семьи и брака (один из которых является куратором этого проекта - Ellen Shoup).

Данные исследования свидетельствуют о том, что подавляющее число респондентов в обеих группах в будущем видят себя родителями (российская выборка - 90 %, американская - 95 %). Основная часть российской выборки считают идеальным иметь в своей семье двоих детей (65 %). 20 % юношей планируют иметь троих детей, в то время как никто из девушек не выбрал этого варианта. Одного ребенка хотели бы иметь 12,5 % всех студентов-россиян.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Разложение характера рас и их падение. Как цивилизации бледнеют и гаснут
Разложение психологических видов. -- Как наследственные предрасположения, требовавшие века для своего образования, могут быть быстро потеряны. -- Всегда нужно очень долгое время для известного народа, чтобы подняться на высокую ступень ци ...

Цель воспитания как педагогическая проблема
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека через построение такой обще ...

Классификация рекламы.
Поскольку реклама представляет собой сложную продукцию, предназначенную для самых разных групп потребителей, и служит для реализации широкого диапазона, функций, то и классифицировать ее весьма не просто. Удалось разделить рекламу на восе ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru