Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений
Страница 8

Материалы » Семейно-брачные отношения » Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений

В одном из семейных журналов мне попались на глаза определения десятиклассниц, данные таким вечным ценностям как «гармония», «любовь», «счастье», «мать», «отец», «дитя», «мужчина», «женщина». Очевидно, что половина из этих девочек имеют глубокие душевные травмы, полученные в результате воспитания в неблагополучных семьях. Иначе чем можно объяснить их высказывания по поводу мужчин, как то: «животное, которому необходима только физическая близость»; «несовершенное существо, способное жить только рядом с женщиной», «большой упрямый ребенок, не желающий изменяться»; «человек, психологию, которого невозможно понять».

И все же, несмотря на то, что общество и отношения между людьми стали жестче, а подход к семье более прагматичным (не уверен в своем финансовом будущем, значит, не уверен в семейном счастье), больше стали цениться чувства. Прибежище и надежный тыл большинство по-прежнему находит именно в семье.

Социологическое исследование «Молодая семья Украины 90-х (1994-2015 годы)», которое проводит Украинский институт социальных исследований, свидетельствует, что на шкале общечеловеческих ценностей у большинства молодых семей на первом месте стоит «хорошая семья» (89,8% респондентов). Создавая семью, молодые люди называют такие ценности, как здоровье, дети, любовь, материальное обеспечение, сексуальная гармония, уверенность в себе. Упомянутые ценности тесно связаны с выполнением семейных функций.

Что касается представлений о своем семейном статусе, то на первое место супруги ставят функцию рождения и воспитания детей (90,3%), на второе - удовлетворение потребностей в любви, личном счастье, чувстве защищенности (74,2%). При этом следует обратить внимание на то, что когда супруги выбирали из перечисленных в анкете трех семейных ценностей (любовь, дети, быт), то преобладающее большинство из них выбрали любовь 74,7%, а рождение и воспитание детей считают самой важной семейной ценностью лишь 15,5%.

Итак, из приведенных данных можно предположить, что в современном браке доминирующей ценностной ориентацией является любовь и связанное с ним личное счастье, эмоциональный комфорт в семье. Здесь, казалось бы, есть противоречия между представлениями о важнейших функциях семьи, где на первом месте - рождение и воспитание детей, и оценкой значения семьи для каждого из членов семьи как личности, когда главным они считают любовь. Это можно объяснить тем, что в первом случае проявился определенный социально-психологический стереотип, согласно которому дети занимают главное место в жизнедеятельности семьи. Во втором же случае — реальные установки молодых людей, которые стремятся найти свое место в жизни. Тем не менее, 64% опрошенных считают идеальной семьей ту, которая имеет двоих детей.

Новый статус приобретает сегодня традиционная проблема отношений с родителями. Проблема осталась той же, но взгляд стал другим. Раньше о праве ребенка на собственное мнение не говорилось, отношение к детям в семье носило авторитарный характер. Сегодня родители пытаются разобраться в причинах конфликтов, обращаются за помощью к специалистам, соответствующей литературе. Родители моложе, более информированны, поток психологической информации из разных источников они, возможно, еще не готовы прорабатывать сами, но понимают, что этими проблемами нужно заниматься.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Общая характеристика способностей. Понятие способности
Под способностями понимают такие индивидуальные особенности ,которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к ...

Семейная ситуация развития ребенка.
На развитие ребенка младшего школьного возраста оказывает существенное влияние положение женщины в семье. Во многих семьях мать – не только эмоциональный центр, но и фактический ее лидер. Личность современного ребенка развивается в зависи ...

Психологическая практика в учреждении инновационного образования
Анализ психологической практики в рамках учреждения инновационного образования можно осуществить на примере деятельности психологической службы МОУ Лицея №15 г. Пятигорска. Результатом опытно-экспериментальной работы явилось создание пол ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru