Понятие «гендера»

Материалы » Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью » Понятие «гендера»

Термин «гендер» (от английского «gender» - «пол», «род») утвердился в научных источниках некоторых стран мира (преимущественно англоязычных) в 60-е годы ХХ века, однако в самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских странах он не прижился.

Гендер (gender)[1] понимается как общественное отношение, связанное с классификацией личностей по половому признаку, при этом внимание концентрируется на уровне обыденных взаимоотношений и действий, в которых находят свое отражение гендерные отношения различных культур и этносов. Теория общественного основания гендера зиждется на соотношение биологического и социального полов. Гендер в данном случае, ни что иное, как социальная работа формирования пола. Категории «женщин» и «мужчин» из недифференцированных, переходят в определенные мужественные или женственные категории. А разница заключается в возрасте, национальности, сексуальной ориентации.

То есть биологический пол и пол социальный не совпадают, первый лишь набор физиологических особенностей, а второй набор поведенческих установок, что проявляются и имеют свою ценность лишь в социуме.

Гендер в психологии – общественно-физиологический критерий, прибегая к которому определяются понятия «мужчина» и «женщина». Так как пол (sex) – характеристика биологическая, психологи и социологи иногда в гендерных различиях делают акцент на биологических различиях полов.

В России понятие «гендер», «социогендерные отношения» так же вызывают далеко не однозначную реакцию. В западной социологии гендерные исследования чаще всего сводятся к изучению основных компонентов половой идентичности, к которым, к примеру, Н. Смелзер относит: биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Биологический пол включает первичные и вторичные биолого-физиологические признаки, присущие мужчинам и женщинам. Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.

Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Половая идентификация обуславливает и сексуальные роли, разделение прав и труда у мужчин и женщин. Все эти компоненты половой идентичности находятся в эволюции, и стремятся, по мнению Н. Смелзера, к «гармоничному единству».

В нашем исследовании, говоря о гендерных стереотипах, мы будем иметь в виду то, каким, по мнению окружающих, должно быть поведение мужчины и каким – поведение женщины. Вне социума, вне принятых в данной культуре норм поведения, человек не может быть маскулинным или фемининным.

«Гендерна роль» - это половая роль, которая имеет общественная окраска, которая несет в себе общественный опыт, накопленный в поведении многих поколений мужчин и женщин. На первый взгляд кажется, что мужские и женские функции - это не роли, ведь речь идет о биологической природе человека, к которому тяжело применить слово «игра». Тем не менее, естественные половые формы поведения - это лишь небольшая часть той совокупности поведенческих актов, действий, стереотипов, которые отличают обращение мужчины и женщины. В разных обществах сформировалось много норм и правил относительно мужского и женского поведения. Они касаются внешнего вида (одежда, прическа), видов деятельности (есть чисто женские или мужские профессии), распределения функций в семьи. Поведение человека социализировано. Не исключение и половое поведение. Но на самом деле нет абсолютно мужественных мужчин и очень женственных женщин. Так по мнению психолога С, Бэм[2] маскулиннсть и феминность – не антагонисты, они могут гармонично сочетаться, создавая феномен андрогинности.


Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина
К периодизациям развития, которые в качестве основания рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизации Л.С.Выготского и Д,Б.Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития Д.Б.Эльконина, как наиболее разработан ...

Выводы.
Из всего вышеизложенного можно сделать такой вывод: современная реклама не удовлетворяет потребителя полностью, так как они считают, что она навязчива, примитивна, что она предлагает потребителю не то, что ему нужно. Они не обращаются к н ...

Предмет, задачи и структура судебной психологии
Судебная психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая де ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psyage.ru