Гендерные установки
Страница 2

Материалы » Присвоение и конструирование гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью » Гендерные установки

Сила Я - слабость Я. Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этому можно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины - в гору величиной, Я женское . да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов. С. 11).[6]

Импульсивность, активность - статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть до современной эпохи.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко «всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: «верность» - «неверность» (Зиммель. С. 240). [7]

Итак, философы, антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины. Но социологическое значение понятий мужской - женский получает свое содержание благодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскими индивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности.

Более устойчивые гендерные установки заключены в гендерных ролях, совокупности шаблонов и ном полового поведения, что ожидаются от личности.

На сегодня нет общепризнанной теории гендерных социальных ролей. Роли в гендере, их критерии, истоки и процесс формирования изучаются в разных психологических, социометрических, социальных концепциях. Но накопленный эмпирический материал, заставляет прийти к выводу, что на формирование личности значительно влияет культура, в том числе, распространенное в социуме, представление о гендерных ролях.

Основные гендерные роли мужчины: охотник, добытчик, мужественный, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений лидер, агрессивный и сильный воин, склонный к риску авантюрист, муж-опора, строгий отец-наставник. В то время как женщинам отводятся роли нежной воспитательницы детей, хранительницы очага – женственной, сострадающей, заботливой, мягкой.

Однако в современном мире гендерные роли очень быстро меняются. Согласно концепции С. Бэм лябая личность, не взирая пол биологический, способна совмещать мускулинные и феминные качества, традиционные сформированные гендерными представлениями. Таким образом, люди не так строго следуют полоролевым стандартам и свободно меняют различные мужские или женские сферы деятельности. Поддержав данную теорию Плек (Pleck) ввел понятие расщепленности, фрагментарности полоролевых норм. Значит отсутствует едина роль женщины или мужчины.

Разнообразие половых ролей в зависимости от культуры или исторического периода подтверждает теорию формирования гендерных ролей культурой общества. На этом основании даже выделяются мускулинные или фемининные нации и государства.

Гендерные роли меняются от эпохи к эпохе. И. С. Кон[8] подчеркнул, что система разделения гендерных ролей с традиционными стереотипами мужественности-женственности имеет ряд характерных особенностей: феминные и мускулинные занятия полярно и очень противоположны; различия активно поддерживаются религией и аппеляцией к природу; мускулинные и феминные обязанности дополняют друг друга и находятся в иерархии, где женщина подчиняется мужчине и его интересам. Теперь почти повсеместно гендерные роли радикально меняются, в частности и в России, но не очень быстро.

Важным для каждой личности является гендерная идентичность – основной компонент идентичности социальной, принадлежность к мужской или женской общности, в представлении самого человека, его самоидентификация.

Идентичность впервые была рассмотрена Э. Эриксоном (E. Erikson).[9] По его мнению, подкрепляет идентичность сознание собственного существования во времени, осознание личной целостности, и уровня сходства с другими индивидами, с одновременным позиционированием своей уникальности и неординарности. Современные ученые прибегают к трактовке общественной и личностей, персональной идентичности (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Вот уже 30 лет теория социальной идентичности, разработанная Тэджфелом-Тернером, рассматриваем гендерную идентичность, как подструктуру идентичности общественной, на равнее с этнической, профессиональной, гражданской и прочими видами самоидентификации личности в обществе.

Гендерная идентичность выступает как понятие более объемное, чем полоролевая идентичность, так как в гендере заключен не только половой критерий, но и целостный образ личности (включая внешние проявления). Нельзя ставить в один ряд гендерную идентичность и с сескуальной идентичностью (потому, что гендер не биологичен, но социален, относится к сфере социокультрной). Характеристика сексуальной идентичности может проводится как особенность самоидентификации личности с точки зрения сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Страницы: 1 2 3


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru