Чем определяется психическое развитие человека?

Материалы » Возрастные циклы психического развития » Чем определяется психическое развитие человека?

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называется онтогенезом ( от греч. онто - сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез был введен немецким биологом Э.Геккелем. Много веков существует загадка появление сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Еще в русле философских концепций высказывались противоположные взгляды на природу психики. Так, Джон Локк (1632 -1704) считал, что ребенок рождается, лишенный психического, он представляет собой Tabula rasa (чистую доску), на которой среда и общество должны сконструировать психику. Взгляды Локка отдавали предпочтение среде, как источнику психического, и отрицали роль врожденных, биологических факторов для психического развития человека. Это означало, что обучение играет главную роль в приобретении знаний о среде, возможности мыслить и созерцать.

Знания противоположные представлениям Локка высказывались швейцарским философом Жан Жаком Руссо (1712 -1778), который склонялся к “природной” точки зрения на психическое развитие. Он считал, что природа - идеальный творец, и дети с рождения наделены “хорошей” природой и, главное, довериться ей, ее плану, не мешать ее развитию и тогда из этих детей вырастут достойные члены общества. “Назад к природе”- этот призыв выражал воззрения Руссо на истоки человеческого развития, что означало незначительную роль обучения и воспитания в жизни человека.

Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики в терминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.


Обаяние
Идеи, распространяемые путем утверждения, повторения и заразы, обязаны своим могуществом главным образом таинственной силе, которую они приобретают, - обаянию. Идеи или люди, подчинявшие себе мир, господствовали над ним преимущественно б ...

Тест «Смысложизненные ориентации». Инструкция
Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из двух цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, наскольк ...

Развитие европейской психологии в IV-XI веках
Теория римского ученого Августина Аврелия (354-430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Считая душу орудием, которое пра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru