Умственные способности взрослого человека.
Страница 1

Материалы » Возрастные циклы психического развития » Умственные способности взрослого человека.

Молодость является важным этапом в развитии умственных способностей человека: интенсивно развивается творческое мышление, умение обобщать, повышается способность к абстрактному мышлению. На первый план в молодости выступает способность поиска оригинальных, нестереотипных решений, реализация своего мировозрения, достижение жизненных целей.

Многочисленные исследования показали, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается в возрасте от 18 до 25 лет. Так, при незначительном увеличение общего интеллекта в период от 18 до 46 лет, соотношение внимания, памяти и мышления претерпевают значительные колебания. В 26 -29 лет происходит снижение функций памяти и мышления, что может быть связано с тем, что на первый план выступают межличностные проблемы: определение жизненной позиции, создание семьи, освоение новой социальной роли в трудовом коллективе. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, которое начинает снижаться к 40 годам.

У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40 - 45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35- 39 лет. В разных науках творческие способности достигают своего наивысшего рассвета в разном возрасте. Для математики, физики, химии до 30 -34 лет; для медицины, географии- 35 -39 лет; для многих фундаментальных научных дисциплин, включая философию - это возраст 40 и 55 лет, при этом максимальная продуктивность ученых наблюдается в возрасте 47 лет.

Выдающийся отечественный психолог, Б.Г.Ананьев показал, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности человека (внутреннего фактора) и образования (внешнего фактора). Становление интеллектуальной деятельности человека происходит до 35 летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается объединение всех интеллектуальных функций (анализа и синтеза, классификации, абстрактности и конкретности и других), тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость связей между ними. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний и навыков затруднены. Отсюда вытекает необходимость системы непрерывного образования как условия высокой эффективности интеллектуальных функций человека.

Период геронтогенеза (период старения) начинается согласно международной классификации с 60 лет у мужчин и 55 лет - у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. При этом, роль личности в сохранение индивидуальной организации и регуляции ее активности в период геронтогенеза усиливается. По данным исследований неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например, выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида. Исследование динамики когнитивных способностей (вербальных и невербальных) у людей от 20 до 80 лет показало, что умственные способности, такие как словарный запас и владение абстрактными понятиями, не снижаются до 60 летнего возраста и изменяются незначительно к 80 годам.

Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и старческом возрасте. Целый рад факторов играют здесь существенную роль: уровень образования, род занятий, зрелость личности. Особое значение имеет творческая активность личности, которая способна противодействовать процессам инволюции.

Включенность в профессиональную деятельность способствует сохранению именно ведущих для этой деятельности функций. Так, у ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у пожилых инженеров - пространственные и комбинаторные способности, у бухгалтеров - скорость арифметических действий, у водителей, моряков и летчиков до глубокой старости сохраняются острота зрения и величина поля зрения.

Психологическое старение многообразно и разнолико. От типа протекания периода старения может зависеть и творческая активность человека. Американский психолог Ф.Гизе выделяет три типа старости: 1) старик - негативист, отрицающий у себя какие - либо признаки старения; 2) старик - экстраверт, признающий наступление старости, путем внешних признаков (выросли дети, появились новые технологии, изменились взгляды, положение в семье, изменился круг общения и т.д.); 3)интровертированный тип - человек, для которого характерно острое переживание процесса старения, он теряет интерес к новому, погружается в свои воспоминания, живет прошлым, стремится к покою.

Страницы: 1 2


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru