Подростковые проблемы и культура.
Страница 1

Материалы » Возрастные циклы психического развития » Подростковые проблемы и культура.

Однако не всегда подростковый период протекает столь драматично. Известный социальный антрополог Маргарет Мид внесла существенный вклад в углубление представлений об этом периоде жизни человека.

Маргарет Мид и этнография детства

Имя американского этнографа Маргарет Мид (1901- 1978) широко известно среди этнографов, антропологов, психологов, социологов, историков, педагогов и среди просто читающей публики. Ни один этнограф в мире не пользовался такой популярностью. Тираж ее первой книги «Взросление на Самоа» (1928) превысил два миллиона экземпляров. Книга была переведена на шестнадцать языков. Благодаря ее книгам в общественном, а не только научном сознании, этнографии приобрела важное значение. Кроме высоких научных званий, Мид получила и общественное признание. В 1949 году американские издатели назвали ее Выдающейся Женщиной Года в области науки, в 1956 году – одной из выдающихся женщин ХХ столетия. Маргарет Мид была блестящим и очень продуктивным ученым. Она опубликовала 25 книг, сотен статей и была редактором коллективных трудов. Ее книги, статьи посвящены актуальным и социально значимым темам. В основе научных публикаций Мид лежали ее собственные исследования проведенные в разных культурах. Этнографические книги Мид отличаются конкретностью, живостью и образностью изложения, создавая у читателя впечатления, что он сам побывал в этих отдаленных краях, сам встречался с этими людьми, также полюбил их. Труды Мид написаны простым и ясным языком. Однако эта простота и ясность отражают глубину теоретической мысли, доведенной до кристальности. Мид обладала самыми разносторонними знаниями и интересами. Маргарет Мид родилась в Филадельфии 16 декабря 1901 г. Она была единственным ребенком в семье. Отец ее был профессором Пенсильванского университета, мать социолог по профессии. Маргарет Мид в соей автобиографии вспоминала, что именно отец, человек консервативных взглядов, определил ее будущее. Он считал познание наиболее важной ценностью человеческой жизни. В семье были созданы все условия для развития и реализации способностей Маргарет. Она училась в знаменитом женском Барнард – колледже, а затем в Колумбийском университете. Маргарет Мид сначала хотела специализироваться по психологии, но под влиянием своих друзей выбрала этнографию. В 20- е годы, когда формировались научные взгляды Мид, в науке шли жаркие споры, что же определяет развитие человека и общества: природа или воспитание. Природа – это то, что человек получает при рождении, а воспитание – это те влияния, которым он подвергается в жизни. Теоретические споры имели вполне определенный политико – идеологический смысл. Биологические теории человека оправдывали расизм и дискриминацию в обществе, тогда как социальные теории были прогрессивно – либеральными. Существенно различались и практические выводы этих подходов. Если умственные способности являются врожденными, то образование должно ориентироваться на одаренных детей, если же все зависит от среды и воспитания, то следует искоренять расизм и неравенство. Если разные по своему уровню развития человеческие сообщества являются разными ступенями эволюции социума, тогда «отсталые» должны стремиться к высшим «европейским» культурам. Если же каждая этническая культура имеет свое ядро и логику развития, то внедрять в нее европейские элементы, не изменяя ее ядра не имеет смысла. В этом случае европейская культура должна способствовать прогрессу «отсталых» народов и сама учиться у них. Проверка, какая же из теорий верна, могло стать сравнительное изучение детства и юности народов, живущих в разных культурах. При правомерности биологической точки зрения период взросления (отрочества) должен протекать сходным образом в разных культурах, так как сложность этого периода развития обусловлена процессами полового созревания. При наличие различий протекания отрочества - справедлива будет социальная теория. Проверить данные предположения было поручено 23- летней аспирантке Маргарет Мид на примере взросления девушек Самоа. Она наблюдала за 68 девушками от 8 до 20 лет в течение шести месяцев. Яркая, насыщенная фактами книга Мид, описывающая семейные отношения, воспитание девушек, половую мораль на Самоа, сразу стала бестселером и получила высокую оценку специалистов. Она также была критикой морали американского общества. Результаты исследований отчетливо показали, что протекание периода отрочества проходит иначе на Самоа по сравнению с американским обществом. Таким образом, положение подростков в западных обществах является источников кризиса взросления, социальное устройство оказывает влияние на развитие ребенка. Неожиданный успех первой книги вдохновил Маргарет Мид на новые экспедиции. В 1928 –1929 гг. она едет на острова Адмиралтейства, где изучает детей племени манус; в 1930 – 1933 гг. – на Новую Гвинею для исследований папуасских племен арапешей, мундугуморов, ятмулов и чамбули. В 1936 – 1939 гг. Мид осуществляет большое исследование на острове Бали (Индонезия). В 50 –х и 60- х годах она также совершила кратковременные экспедиции. Маргарет Мид пятьдесят лет занималась изучением «примитивных» культур, написала замечательные книги, обучила две с половиной тысячи студентов, провела сотки конференций. Всюду она проявляла мудрость и энциклопедические знания. У нее было три мужа, ребенок, который родился в 38 лет и внук. Последние годы жизни были полностью поглощены работой. Она активно участвовала в феминистском движении США и всей своей жизнью пыталась доказать, что женщина может совмещать деловую карьеру и личную жизнь.  

Страницы: 1 2


Экспериментальная психология
Мощное течение в психологической мысли России было представлено так называемой экспериментальной психологией. Становление направления, базирующегося на экспериментальном методе исследования психических явлений, осуществлялось под воздейст ...

Типы дисфункциональных семей
В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации семьи к задачам опти ...

Выводы и рекомендации
В начале исследования была выдвинута гипотеза: - мотивация работников здравоохранения характеризуется преобладанием мотива достижения успеха; - на формирование мотива достижения успеха трудовой деятельности работника здравоохранения вли ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru