Агрессивное поведение
Система межличностных отношений может быть нарушена и в том случае, если человек проявляет агрессивное поведение. Агрессивное поведение — это действие, поступок, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому имуществу или объекту. Агрессивное поведение может явиться результатом внутренне присущей человеку агрессивности, либо фрустрации. Оно может появиться и как следствие недостаточной или неудачной социализации.
В процессе общения человек всегда стремится определить, каким образом воздействовать на партнеров по общению, подвергаться воздействию с их стороны.
Содержание общения заключается в передаче информации в ходе межличностных отношений от одного лица другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Общение характерно и для животных, но наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи, письменности, технических средств записи и хранения информации. Часто процесс общения сводится к обмену и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию (материальную или духовную, информационную). Таким образом, главным признаком общения является обмен информацией.
В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько форм общения:
по содержанию оно может быть: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, . умениями, навыками);
по целям общение делится на: биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма), социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида);
по средствам общение может быть: непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, — руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.), опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий), прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения), косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Важной характеристикой процесса общения выступает его культурный уровень. Культура общения предполагает взаимопонимание и бесконфликтность, учет интересов всех сторон и признание права человека на собственное мнение, Культура общения — это система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общественной жизни.
Чтобы общение, как взаимодействие происходило без проблем, оно должно состоять из следующих этапов:
Установка контакта (знакомство). Предполагает "упонимание другого человека, представление себя другому человеку.
Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
Обсуждение интересующей проблемы.
Решение проблемы.
Завершение контакта (выход из него).
Составной частью культуры общения является культура речи - степень совершенства устной и письменной речи, характеризуюшаяся соблюдением ее норм, выразительности, лексическим богатством, манерой вежливого обращения к собеседникам и умением уважительно отвечать им.
Связь психологии с менеджментом
Менеджмент предлагает для разрешения проблемы лидерства множество концепций, но ни одна из них до сих пор не была в достаточной мере универсальной. В этом смысле концепция эмоционального интеллекта на сегодняшний день представляет собой о ...
Гомосексуальная идентичность у женщин
Сексуальная идентичность — один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с людьми, имеющими ту или иную сексуальную ориентацию, самоощущение в качестве индивида с данной сексуальной ориен ...
Результаты исследования личностных качеств учащихся 2 «Б» МОУ Лицея № 15 в 2005
– 2006 году:
При помощи методики «Лесенка»
, целью которой является изучение самооценки, были получены следующие результаты: (см. Таблицу 5)
Для группы респондентов (младших школьников) характерно наличие как дифференцированной, так и недифференциров ...