Введение
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы.
Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие "внутренняя позиция", под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.
От того какова эта внутренняя позиция зависит и поведение младшего подростка. Особое значение исследованию влияния внутренней позиции младшего подростка придается в силу того, что в последнее время увеличивается количество агрессивных подростков. Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях - проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное ее проявление начинает определять весь облик личности подростка, которая может стать конфликтной, неспособной контролировать свои действия.
Цель исследования: изучить влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Объект исследования: поведение младших подростков.
Предмет исследования: влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что между внутренней позицией младшего подростка и его поведением существует определенная связь.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Изучить особенности влияния внутренней позиции на поведение младших подростков.
Рассмотреть психолого-педагогические условия, определяющие влияние внутренней позиции на поведение младших подростков.
Провести опытно-экспериментальное исследование изучения влияния внутренней позиции на поведение младших подростков.
Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Метод обобщения данных.
4. Методы математической статистики (коэффициент Спирмена).
Методики исследования:
1. Тестовая методика диагностики состояния агрессии Басса-Дарки.
2. Методика оценки отношений подростка с классом.
База исследования: исследование проведено на базе средней школы №137 города Челябинска. В исследовании принимали участие учащиеся 5-го класса, в возрасте 10-11 лет, общее число испытуемых - 20 школьников.
Понятие личного влияния.
В психологической литературе чаще встречается определение понятия «влияние», чем определение понятия «личное влияние». Психологическое влияние определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого суб ...
Система психологической поддержки и сопровождения становления личности
младшего школьника. Характеристика младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу.
Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, ...
Мотивационная
сторона в становлении психики
В переводе с древнегреческого «психология» – это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных точек зрения на такой сложны ...