Понятие «Арт-терапия».
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.
Эдит Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их.
Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». [37;2]
Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой. [38;3]
Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие – на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи – на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.
Существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественно. К тому же арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.
«Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится.
Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях – вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека. [67;4] Например, мать убаюкивает своего малыша колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом снотворного. Методисты ЛФК проводят занятия под музыкальное сопровождение, позволяющее усилить лечебно-тренировочный эффект процедуры. Акушеры применяют музыку на определенных этапах родовспоможения.
Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:
* развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);
* изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
* научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);
* самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
* развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
* освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих;
* повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
* развивать навыки принятия решений;
* расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
* заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.
На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Но задач а её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.
Эмпирическое исследование. Цели и гипотеза
исследования.
Тема исследования: воздействие рекламы на человека.
Цель: какие психологические факторы влияют на выбор потребителем товаров и что следует учитывать в их рекламе.
Испытуемые:
I. студенты 253 группы в составе 23 человек в возрасте от 1 ...
Учебно–воспитательный коллектив как среда функционирования целостного
педагогического процесса
Учебно–воспитательный коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности может успешно осуществляться только в коллективе и через коллектив, что является одн ...
Качественный анализ изменений (контрольный этап)
После проведения формирующего этапа исследования с воспитанниками был проведен контрольный этап. Целью данного этапа исследования было выявление изменений, которые произошли с подростками в отношении критериев определенных в начале экспер ...