Мнения и верования толпы. Отдаленные факторы мнений и верований толпы

Материалы » Гюстав Ле Бон. Психология народов и масс » Мнения и верования толпы. Отдаленные факторы мнений и верований толпы

Подготовительные факторы верований толпы. -- Развитие этих верований есть последствие предшествующей обработки.* 1. Раса. -- Ее преобладающее влияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков. * 2. Традиции, -- Традиции служат выражением синтеза души расы. -- Социальное значение традиций. -- В чем заключается их вред. -- Толпа является самой стойкой хранительницей традиционных идей. * 3. Время. -- Оно последовательно подготавливает упрочение верований, а затем их разрушение. -- Благодаря его влиянию из хаоса восстанавливается порядок.* 4. Политические и социальные учреждения. -- Ошибочное представление об их роли. -- Они представляют собой следствие, а не причины. -- Учреждения -- не что иное как ярлыки, которые прикрывают одним общим названием самые несходные вещи. -- Как создаются конституции. -- Потребность некоторых народов в известных, теоретически дурных, учреждениях, как например централизация.* 5. Образование и воспитание. -- Современное ошибочное представление о влиянии образования на толпу. -- Статистические указания. -- Деморализующая роль латинского воспитания. -- Роль, которую могло бы исполнять образование. -- Примеры, которые можно встретить у разных народов.

Изучив духовное устройство толпы, ее способы мыслить, чувствовать и рассуждать, мы переходим теперь к исследованию того, как возникают и устанавливаются ее мнения и верования.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные.

Отдаленные факторы - это те, которые делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнуться некоторыми другими взглядами. Эти факторы подготавливают почву, на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами. Впрочем, внезапность появления этих идей только кажущаяся. Действительно, некоторые идеи зачастую возникают в толпе и приводятся в исполнение с быстротой молнии, но это так лишь с первого взгляда, так как на самом деле этот взрыв всегда является результатом долгой предшествующей работы.

Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву и без этого не вызвали бы никаких результатов; они порождают в толпе активную уверенность, т.е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаря этим непосредственным факторам, в толпе возникают решения, увлекающие ее; благодаря им разражается бунт, устраивается стачка, или же громадное большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвергает какое-нибудь правительство.

Во всех великих событиях истории мы можем наблюдать последовательное действие этих двойных факторов. Возьмем один из самых разительных примеров - французскую революцию. Отдаленными факторами этого события были творения философов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная таким образом душа толпы легко уже была увлечена непосредственными факторами, как-то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу самых незначительных реформ.

К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которые встречаются в глубине всех верований и мнений толпы, это раса, традиции, время, учреждения и воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этих разнообразных факторов.


Супружеские конфликты. Понятие конфликт, типы конфликтов
В психологии под конфликтом понимается противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения - коммуникации[1]. И ...

Практическая работа
Природа конфликта и пути их разрешения Конфликт-это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидови ...

Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. Психический инфантилизм
Психический инфантилизм – психическая и физическая недозрелость ребёнка, приводящая при неправиль6ном воспитании к задержке возрастной социализации. Его развитию способствуют усугубление неблагоприятных предпосылок эгоцентрическим или тре ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru