Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте. Методика исследования
Страница 1

Материалы » Практическое исследование агрессивности подростков » Практическое исследование агрессивности в старшем подростковом возрасте. Методика исследования

Обзор литературы по теме показал, что аспект устойчивости агрессивности как личностного образования освещен недостаточно.

В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

Был проведен эксперимент по выявлению агрессивности у подростков 8, 9 и 10 классов (на одной и той же выборке). Основная методика, которая использовалась в данном эксперименте – Тест руки. Тест создан американским психологом Эдвином Вагнером в 1971. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображением кисти человеческой руки в различных положениях, 10 карточка пустая. Испытуемый должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально с каждым учащимся. Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: что, по вашему мнению, делает эта рука? Если он затрудняется с ответом, ему предлагается следующий вопрос: как вы думаете, что делает человек, к которому принадлежит рука? Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

Рекомендуется во всех возможных случаях максимально снимать неопределенность ответов, наполняя смыслом высказывания типа «кто-то, что-то, кому-то». Все испытуемые, без исключения, отнеслись к эксперименту положительно.

Для статистической обработки использовался критерий Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были условно распределены по 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.

Обработка и интерпретация результатов. Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по 11 категориям:

- Агрессивность: рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект.

- Директивность: рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо.

- Страх: ответы выражают страх перед возмездием или агрессией. Рука является жертвой чьей-либо агрессии.

- Эмоциональность: ответы выражают привязанность, положительное отношение, благожелательность.

- Коммуникация: в высказываниях рука представляется пытающаяся общаться с кем-то. При этом общающееся лицо нуждается в партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть находится с партнером в положении равенства.

- Зависимость: эта категория включает ответы, в которых выполнение действия зависит от благожелательного отношения другой стороны.

- Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.

- Ущербность: рука представляется больной, деформированной, поврежденной.

- Активность: ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое физическое положение или сопротивляется силе тяжести.

- Пассивность: ответы, в которых рука не изменяет своего положения или пассивно подчиняется силе тяжести.

Основные используемые категории - страх, эмоциональность, коммуникация и зависимость включают в себя реакции, активно уменьшающие вероятность агрессии. Общая агрессивность вычисляется путем вычитания сумы ответов по этим категориям их суммы ответов по категориям агрессия и директивность: А=(агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.).

Категории Демонстративность, Ущербность, Пассивность, Активность и Описание не участвуют в подсчете баллов, поскольку их роль в оценке вероятности поведения считается неоднозначной. Согласно данным методики результат выше +1 считается показателем уровня агрессивности.

Примеры интерпретации ответов испытуемых в таблице 1

Таблица 1 – Интерпретация ответов испытуемых

№ карточки

Ответ испытуемого

Интерпретация

Хочет ущипнуть

Агрессивность

Привет

Коммуникат

Защищается от удара

Страх

Учитель выгоняет

Директивность

Всо окей

Коммуникативность

Страницы: 1 2


Социально-психологические особенности студенческого возраста.
В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого в ...

Результаты исследования взаимосвязи личностных качеств и социально-психологических факторов как условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьника. Организация, цели и задачи исследов
Целью нашей работы было рассмотрение концептуальных основ психологической поддержки и сопровождения развития когнитивной и личностной сферы младших школьников в специально созданных условиях, определенных на основе психологического обсле ...

Язык и мышление
В 1920-х годах американский лингвист Эдвард Сепир (Edward Sapir) выдвинул гипотезу, согласно которой не реальность определяет язык, на котором о ней говорят, а, наоборот, само восприятие реальности опосредовано языком. Сепир писал: Люди ж ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru