Введение
Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие окружающей действительности. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. в общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.
Творчество – возможно ли оно в общении? Безусловно, возможно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.
Основным микроэлементом общества многие социальные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека. Что же такое группа?
В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.
Условная группа – это общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в нее, выделяются по определенному признаку (например, команда лучших футболистов мира и пр.).
Реальная группа – это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями.
Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно – неформальными.
Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.
Коллектив как целостное развивающееся социальное образование обладает рядом характеристик, каждая из которых отражает определенную сторону развития взаимоотношений в нем, а их комплексный анализ позволяет судить об уровне коллектива в целом. К числу таких характеристик в социальной психологии относят следующие: совместимость, сработанность, сплоченность, направленность, самоорганизованность.
Важным социально-психологическим явлением в жизни группы и коллектива является лидерство, проявляющееся в преимущественном воздействии одного члена группы (или коллектива) на других членов.
Результаты первичной обработки данных
Сводная таблица эмпирических данных:
№
пол
возраст
баллы
1
ж
15
89
2
ж
15
73
3
ж
15
72
4
ж
16
89
5
м
16
79
6
ж
15
78
7
м
15
76 ...
Умственное и речевое развитие. Развитие движений
К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обесп ...
Организация и проведение формирующего эксперимента
Формирующий этап исследования проводился в течении 2003г. Коррекционное воздействие проводилось в условии школы, которая является составной частью воспитательной системы БВК. Кроме того, использовались клубные мероприятия.
Цель формирующ ...