Введение.
Страница 1

Материалы » Библиотерапевтический эффект художественной литературы » Введение.

Актуальность.

В современной России сформировалась чрезвычайно сложная социальная ситуация. Население дифференцировалось на небольшую кучку богачей и материально обездоленное большинство. Оно четко разделилось на приверженцев различных идеологий, сторонников взаимоисключающих вариантов дальнейшего развития России. Недовольство условиями жизни подавляющего большинства населения растет, что дестабилизирует общественную жизнь. Читатели библиотек крайне растревожены итогами проведенных реформ, неустойчивостью политического строя, коррумпированностью власти, своим будущим и перспективами жизнедеятельности своих детей. Многие их них нуждаются в психокоррекции мышления и поведения. Сегодня читатели идут в библиотеку не только и столько за информацией, сколько за успокоением и утешением, за психокоррекционной помощью. Поэтому значимость библиотерапевтического эффекта художественной литературы в современных условиях, резко возросла. И чрезвычайно актуально стало такое направление работы библиотек, как библиотерапия.

Объект:

Библиотерапия.

Предмет:

библиотерапевтический эффект художественной литературы.

Цель:

проанализировать воздействие художественной литературы на читателей.

Задачи:

1. Анализ опубликованных документов.

2. Рассмотрение понятия «библиотерапия».

3. Анализ влияния экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.

4. Акцентирование внимания на влияние массовой и личной библиотеки при выборе художественной литературы.

5. Раскрыть эффект возвращения к прочитанному тексту.

Гипотеза:

Не все жанры литературы пользуются равным успехом при перечитывании литературных произведений.

Методы:

1. Анализ опубликованных документов.

2. Анкетирование.

Изученность.

Заметно возросший в последнее время интерес специалистов к такому направлению работы библиотек, как библиотерапия выражается в публикации статей, проведении исследований, конференций, симпозиумов, семинаров, создаются Ассоциации библиотерапевтов (Финляндия) и готовятся специальные кадры.

Родоначальником библиотерапии как науки считается шведский невропатолог Яроб Биллс. Практический интерес к новому направлению проявляют специальные библиотеки (чаще библиотеки для слепых) и научные универсальные библиотеки (ОУНБ г.Пензы, АКУНБ им. В.Я. Шишкова г.Барнаула и ГМИЦ).

Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих методов библиосоциальной работы является выявление через чтение механизма конкретного выхода из проблем.

Библиотерапия – сложное явление. Эта сложность проистекает из неуловимой цепи взаимосвязи широкого круга смежных с библиотековедением наук. По мнению А.Е. Шапошникова, библиотерапия находится на стыке библиотековедения и медицины. С точки зрения медиков библиотерапия является частью психотерапии, т.е. планомерного использования психического воздействия на больного с лечебными целями (А. Белик, Л. Дмитриева, И. Куталин, Н. Несвистенко, В. Семке, В. Фоменко). В библиотековедческом контексте библиотерапия чаще всего рассматривалась и рассматривается как одно из направлений педагогики чтения (Л. Беляева, О. Егорова, Л. Беляков, В. Терешин).

В конце 19 – начале 20 века самое большое внимание исследованию восприятия художественных текстов уделялось специалистами общей и педагогической психологии. Харьковская психологическая школа (Потебин, Овсянников-Куликовский, Харцев и другие) отстаивали мысль о том, что «Идею вкладывает тот , кто воспринимает художественное произведение, кто его толкует, кто им пользуется для уяснения жизненных явлений… Нет ни этого объективного содержания, на раз навсегда данного смысла, ни идеи художественного произведения, есть лишь форма для всего этого, неподвижный образ, рождающий содержание в читателе из данной прозы». Именно такие идеи впоследствии послужили толчком к изучению терапевтического восприятия чтения художественной литературы, который нашел реальное воплощение в работе врачей кафедры психотерапии, психогигиены и психопрофилактики Харьковского института усовершенствования врачей, где активно применяется метод библиотерапии (А. Фикатов, А. Миллер) и где создан центр по изучению и внедрению библиотерапии в практику.

Страницы: 1 2


Психодиагностическое заключение об уровне выраженности личностного макиавеллизма у подростков
Все респонденты попали в категорию со средним уровнем выраженности личностного макиавеллизма. Макиавеллизм как черта личности способствует успешной манипуляции. Манипуляция, подобно многим другим событиям в окружающем нас мире, не проявл ...

Технология моделирования своей профессиональной деятельности
Помогает осмыслить и интегрировать все ресурсы человека, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, а также выйти за переделы личностных пристрастий и рассмотреть свою деятельность как служение своим идеалам и ценностям. ...

Общение и развитие человека как личности. Понятие и виды общения
Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитател ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru