Личностные черты родителей, как основа формирования стиля родительского отношения
Страница 1

Материалы » Формирование личностных особенностей матери на формирование стиля родительского отношения » Личностные черты родителей, как основа формирования стиля родительского отношения

Одним из главных показателей родительского отношения являются личностные особенности родителя, отмечая при этом, что именно благодаря им, родители реализуют те или иные стили семейного воспитания.

Исследования говорят о том, что родитель с теми или иными чертами личности, как правило, будет реализовывать вполне определенный стиль или близкие стили родительского отношения. Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком.

Ярким примером, подтверждающим влияние личностных особенностей родителей на реализуемый ими стиль родительского отношения является концепция шизофреногенной матери (Фромм – Райхманн, 1948).

Шизофреногенная мать – деспотичная, властная женщина, которая эмоционально отвергает своего ребенка и одновременно вызывает у него сильную тревожность, мешает нормальному развитию своего ребенка из-за сильной потребности контролировать чужие жизни. Она стремиться быть безупречной в своих поступках и требует того же от других. Нередко эта женщина выбирает себе такого мужа, который не в состоянии соответствовать столь высоким стандартам поведения и в то же время не может сопротивляться ее контролю. Поэтому он пассивно изолируется от семьи и позволяет своей жене окружить ребенка всеобъемлющей опекой. Ребенка дразнят обещаниями того, что все его потребности будут выполнены без усилий и одновременно обижают мелочным контролем. В конце концов, ребенок уступает и отказывается от внешнего мира ради безопасности, которую обещает всемогущая, потворствующая мать, прячущая собственную ненависть и обиду за демонстрируемую заботу.

Таким образом, шизофреногенная мать – это, прежде всего, набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:

1) спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;

2) экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

3) «социальная» мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы [4].

Шефер И.С.(1959) включил в свою модель семейного воспитания данные о личности родителей, полученные с помощью теста MMPI. В результате выявилась корреляционная связь между личностными факторами интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». По мнению автора, сочетания личностных особенностей и родительского отношения представляют собой варианты социального поведения человека [4].

Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного типа родительского отношения является показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект «Я» – осознание своей внутренней жизни родителями и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития «Я» родителей. API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка [4].

Орвашел Г. (1980), говоря о влиянии личностных черт родителей на формирование стиля родительского отношения, обращает внимание на влияние таких особенностей родителей, как высокая личностная тревожность, которая проявляется, по мнению автора, в депрессивных состояниях. Депрессивные матери, по сравнению с нормальными, с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

Исследуя особенности поведения матери по отношению к ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему поведению. Другие исследователи связывают гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.

Белоусова И.В. считает, что у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу нередко сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей [2].

Страницы: 1 2 3


Kультуpa вoпpoca и oтвeтa в paбoтe юpиcтa
Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу - необходимый элемент логической культуры. И. Кант писал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по ...

Тест Кетелла. Инструкция.
Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов "правильных" или "ошибочных". Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать ...

Своеобразие развития психики умственно отсталого ребёнка
Психология занимается изучением своеоб­разия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависи­мости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru