Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личностиСтраница 1
Личность - это индивид, занимающий определенное место в общности людей, выполняющий в ней определенную роль, являющийся субъектом активной деятельности, носителем сознания и самосознания, обладающий мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысления себя как субъекта исторического творчества, своих прав и обязанностей, этических и эстетических норм познания и их реализации в окружающем мире. Это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя, обладающий динамичным соотношением ориентаций, потребностно-мотивационными установками и их морально - волевыми проявлениями.
До уровня личности индивид поднимается лишь тогда, когда он овладевает способностью управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями. Человека делают личностью прежде всего его ум, сила воли, наблюдательность, мотивы поведения, социальное положение, характер и мировоззрение.
В целом личность является интегральным понятием, характеризующим человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющим в нём общечеловеческие, социально-специфические и индивидуально - неповторимые свойства. Каждый индивид формируется как личность только в общении с другими людьми в различных видах деятельности, в овладении им общественных форм сознания и поведения, которые приобретаются в процессе обучения, воспитания и взаимодействия.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учёт внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему её воспитания через специально задаваемую деятельность.
Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности.
К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе социализации, относятся:
ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;
честность и совестливость;
готовность к социально необходимому труду и стремление к нему;
критичность и убежденность;
наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов;
доброта и строгость;
инициативность и дисциплинированность;
Локус контроля - жизни, или управляемость жизни.
При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что ...
Продуктивность запоминания в целом и по частям.
В психологии известны 3 способа заучивания: целостный, частичный и комбинированный.
Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и др.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе ...
Приложения
Приложение 1
Тест «Понимаете ли вы друг друга?»
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:
а) да – 1 очко;
б) нет, такой необходимости в выяснении отношений нет – 0;
в) такое выяснение отношений беспо ...