Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях
Страница 3

Материалы » Формирование личностных особенностей матери на формирование стиля родительского отношения » Взаимосвязь факторов, формирующих стиль родительского отношениях

М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, так как за постоянную напряженность и отверженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой.

Г.М. Миньковский выделяет десять типов семей с разным воспитательным потенциалом:

- воспитательно-сильные - доля таких семей в количестве обследованных составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи;

- воспитательно-устойчивые - (35—40%) такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье и недостатки преодолеваются с помощью других институтов социализации, прежде всего школы;

- воспитательно-неустойчивые - (10%) такой тип семьи создает в целом благоприятные возможности. Для этого типа семьи характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая, тем не менее, выравнивается благодаря сравнительно высокому воспитательному потенциалу семьи;

- воспитательно - слабые семьи с утратой социального контакта с детьми и контроля над ними (15—20%). Семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитать детей, утратили контроль за их поведение, уступив свое влияние обществу сверстников;

- воспитательно-слабые: с постоянной конфликтной атмосферой; с агрессивно-негативной конфликтной атмосферой, маргинальные семьи, с алкогольной и сексуальной деградацией, правонарушительные, преступные, психически отягощенные. Такие типы составляют 10—15% и являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а часто и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.

Сравнительный анализ семей с разным воспитательным потенциалом показывает, что риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных конфликтов в 4-5 раз выше, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества [10]

А.С. Спиваковская, говоря о семьях со слабым воспитательным потенциалом, отмечает, что социальная ситуация развития ребенка в них непредсказуема, не подвластна ему и чревата неприятными неожиданностями, когда ребенок никогда не может быть уверен, что сможет получить поддержку родителей, когда ему это потребуется. У детей, растущих в таких семьях, возможно появление следующего ряда личностных черт: низкая самооценка, которая нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытывают симпатию, дружеское расположение, любовь; не могут быть искренними в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они привыкают автоматически лгать, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции. Страх отвержения и потери отношений с другими, низкая самооценка, неуверенность в себе, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают детям из трудных семей невротические черты и делают более вероятным возникновение неврозов [18].

Страницы: 1 2 3 4 5


Законы памяти.
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из первых ученых кто вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане ма ...

Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности
Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой [2]. Всякое изменение происходит во времени независимо от того, является ли оно ...

Психологические основы помощи жертвам массового манипулирования психикой.
Одним из известных на сегодняшней день видов помощи является консультирование о выходе из культа. Консультирование о выходе (реформировании мышления)- это интенсивная информационная терапия участника деструктивного культа, проводимая гру ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru