Исследование сформированности познавательной потребности у одаренных детей

Материалы » Влияние развивающей программы на формирование собственного я младших подростков » Исследование сформированности познавательной потребности у одаренных детей

Часть одаренных младших школьников теряют свои преимущества в более позднем возрасте. В большинстве случаев это связано с недоразвитием и деформированием познавательной потребности.

Более того, они часто оказываются среди отстающих, потеряв интерес к умственной активности, не овладев необходимыми базовыми навыками (умением распределять свое время, выделять учебную задачу и др.), а иногда и вступая в конфликт с окружением.

Многие психологи считают, что оптимальные условия для становления одаренности может обеспечить лишь такое обучение, которое соответствует познавательным потребностям и возможностям одаренных учащихся, их личностному своеобразию.

Одной из главных задач организованного исследования являлось обнаружение особенностей мотивационно-личностного развития одаренных учащихся, а также определение значения познавательной потребности в процессе структурирования одаренности.

Полученные результаты позволяют говорить о неспецифичности высоких значений показателя развития познавательной потребности для одаренных детей.

57% одаренных младших школьников проявляют средние или низкие способности к познанию. Из них:

14% - отличаются высокими показателями интенсивности рассматриваемого мотивационно-личностного образования при сравнительно низкой реализации познавательного потенциала в структуре общей способности к учению. Широкая умственная активность неустойчива; интерес быстро удовлетворяется, может угасать и не возобновляться.

14% - характеризует повышенный уровень познавательной потребности. Стремление ребенка к более трудной интеллектуальной деятельности связано с одним центральным событием вне учебной ситуации.

29% - не демонстрируют выраженного превосходства какого-либо из показателей. При этом высокий уровень развития когнитивных способностей позволяет предположить наличие субъективно более оптимального способа функционирования в контексте ориентировочно-исследовательской деятельности (эрзац-потребность).

Следует отметить, что эти особенности могли быть выявлены только при сравнении с одаренными, а не с обычной выборкой этого возраста.

Период между 7 – 11 годами является сензитивным для развития нового познавательного отношения к действительности. В таком случае даже наличие любознательности следует рассматривать как одну из благоприятных для формирования познавательного интереса черт, вариант "хорошей нормы".

То есть, без специального анализа проблемы детей с более полным освоением форм психических функций, не распознаются.

Получены данные о "структурных" особенностях развития познавательной потребности одаренной личности.

Становление процессуальных мотивов учебной деятельности сопровождается существенным возрастанием показателя выраженности произвольности поисковой активности (r = 0,74, р‹0,01).

В то же время, увеличение показателя интенсивности познавательной потребности не предполагает сколь бы то ни было значимого влияния на движение от более инфантильных форм познавательно потребности к более зрелым, и выступает скорее как "побочный эффект" активизации процессуальных мотивов.

Таким образом, структура познавательной потребности одаренных учащихся начальных классов может быть представлена в виде взаимодействия трех факторов:

· "Уровня" познавательной потребности, включающего стремление к умственной нагрузке;

· Интереса к процессу учения, включающего стремление к знаниям;

· "Силы" познавательной потребности, включающей вовлеченность в задачу.

Важнейшим практическим выводом из проведенного исследования является признание факта необходимости и возможности создания особых психолого-педагогических условий вне традиционного обучения как варианта "благоприятной" окружающей среды.

В этом случае когнитивно-личностное развитие большинства одаренных младших школьников идет достаточно успешно, что обуславливает возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности на последующих этапах жизненного пути.


Заключение.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели пути выстраивания системы профилактики последствий насильственного манипулирования психикой в религиозных нетрадиционных организациях, механизмы нарастания влияния тоталитарных культов в качеств ...

Язык и расширение сознания
Мысль о том, что структура языка может сузить горизонты мысли, натолкнула, в свою очередь, на противоположную идею, что язык может горизонты мысли и расширить. В 1966 году американский фантаст Сэмюэл Дилэни написал небольшой роман " ...

Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Формально психология сформировалась в 1879 году. Предмет познания психологии – самый сложный из известных явлений – психика чело ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru