Ассертивность – в жизнь!
Страница 2

Материалы » Программа развития ассертивности у подростков » Ассертивность – в жизнь!

Некоторым людям не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта. Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль.

Таким образом, цель программы по развитию ассертивности состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом.

Задачи программы:

1) повышение осознанности личностных прав;

2) рассмотреть основные положения теории ассертивности, позволяющие различать ассертивность, агрессивность и застенчивость;

3) развитие умения открыто и прямо выражать свои мысли и чувства;

4) формирование способности конструктивно критиковать и адекватно воспринимать критику в свой адрес;

5) отработка новых реакций в ролевой игре;

6) придание новому поведению устойчивости с помощью адекватной обратной связи, критических комментариев и указаний тренера.

Программа рассчитана на старших подростков (14-16 лет) и может использоваться в группах с количеством участников от 6 до 16. Упражнения сгруппированы в шесть занятий: знакомство и прощание – по одному часу, еще четыре занятия – по три часа каждое. Кроме этого, участникам предлагается выполнять «домашние задания» по отработке необходимых навыков ассертивности. При разработке программы использовались методы контробуславливания (замещение старой, неэффективной модели поведения на новую, эффективную) и оперантные методы (участник получает поощрение за действия, которые тренер считает желательными).

На подготовительном этапе можно провести диагностику индивидуально-психологических особенностей, влияющих на ассертивное поведение личности, используя, например, опросники в форме самоотчета: Инвентарь отстаиваемых прав, Инвентарь утверждений о собственной ассертивности, Опросник самовыражения для студентов колледжа, Вопросник разрешения конфликтов, Опросник ассертивности Вольпе - Лазаруса, Опросник уверенности в себе В.Г. Ромека, Анкета УАЗ (уверенное, агрессивное, застенчивое поведение) А.Г. Грецова, Уровень уверенности в себе Ф.Зимбардо (модификация А.Г. Грецова). Диагностика дает информацию о начальном уровне ассертивности личности, выявляет особенности поведения, препятствующие эффективному общению, которые индивид сможет корректировать в процессе прохождения программы.

Разработка программы осуществлялась в соответствии со следующими принципами:

· активность участников группы,

· партнерское общение,

· исследовательская позиция участников.

Для каждого занятия сущность этапов (или фаз) одинакова. Во вводной фазе идет знакомство участников с правилами, целями и задачами занятия. Ведущий информирует о понятии, сущности, механизмах и видах явления или умения, которое будет прорабатываться в течение всего занятия, а также указывает особенности этих явлений. На фазе контакта необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, снять ситуативную тревожность, зажимы, активизировать способность к рефлексии, настроить на положительное взаимодействие, для чего желательно использовать упражнения на движения, кинестетику.

Во время фазы лабилизации формируется активный рабочий настрой, осознаются трудности, идет мотивация участников на решение существующей проблемы. На фазе обучения идет проработка отдельных компонентов задачи, коррекция негативных моментов на основе обратной связи от группы.

Во время заключительной фазы подводятся итоги, обсуждаются результаты работы, идет обратная связь тренеру от группы. После каждой фазы, при необходимости – после каждого упражнения осуществляется рефлексия.

Страницы: 1 2 


Психологические методы и механизмы рекламы.
Любой тип рекламы в СМИ печатной, телевизионной или радиорекламы – использует разнообразные психологические приемы, чтобы задеть потребителя за живое. Так или иначе реклама пытается объединить представление о данном продукте с нашими глуб ...

Приложения
Приложение 1 Тест «Понимаете ли вы друг друга?» 1. Есть ли у вас чувство, что не­обходимо серьезное выяснение от­ношений: а) да – 1 очко; б) нет, такой не­обходимости в выяснении отноше­ний нет – 0; в) такое выяснение отношений беспо ...

Особенности эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru