Заключение
Вильгельм Вундт считается основоположником экспериментальной психологии. Он был разносторонним исследователем, как и многие другие выдающиеся психологи, его современники. Вильгельм Вундт известен как языковед, физиолог и философ. Но его имя обессмертило создание в 1878 году первой экспериментально-психологической лаборатории, которая стала «Меккой» для психологов всех стран. Вундт считал, что внешние психические процессы недоступны экспериментальному изучению и предложил культурно-исторический метод.
В течение 1900—1920 гг. В. Вундт предпринял издание грандиозной 10-томной «Психологии народов». Главным проявлением «народного духа» он считал языковую деятельность (в отличие от языковой системы — предмета исследования лингвистов). Этот труд наряду с «Основами физиологической психологии» стал основным вкладом В. Вундта в психологию. «Проблемы психологии народов» является сборником статей, представляющих краткое изложение исследовательской программы В. Вундта и послужила введением в многотомную «Психологию народов».
Законы «психологии народов» — суть законы развития, а основа ее — три области, содержание которых «превышает объем индивидуального сознания: язык, мифы и обычаи». В. Вундта меньше всего интересовало массовое поведение и проблема «личность и масса», а больше — содержание «национального духа», что впрочем, соответствовало представлению о психологии как «науке о сознании». Он подчеркивает генетический приоритет «национального духа» перед индивидуальным. В. Вундт на примерах усвоения индивидуумами двух языков показывает, что подражание есть не основной, а лишь сопровождающий фактор при взаимодействиях в человеческом обществе, аналогичной критике он подвергает и «теорию индивидуального изобретения». На место их он ставит процессы «общего творчества», «ассимиляции» и «диссимиляции», но до конца не раскрывает их природу.
Несомненно, Вундт обладал мощнейшим организаторским и критическим интеллектом, а также способностью к порождению исследовательских программ. Однако содержательное интуитивное творчество не было его стихией. И, на мой взгляд, сегодня глубокие и многословные труды Вундта читаются с меньшим интересом, чем более «публицистичные», но и более «креативные» работы ряда его современников. Но все же, психологи всегда будут чтить Вильгельма Вундта как «отца-основателя» экспериментальной и культурно-исторической версий психологии.
[1] Вундт В. 1912: 25
[2] Вундт 1912: 27
[3] Сигеле 1892: 57
[4] Ярошевский М.Г 1974: 92
[5] Вундт 1912: 5
[6] Сухарев В.А., Сухарев М.В. 1997: 239
[7] Сухарев В.А., Сухарев М.В. 1997: 243
[8] Крысько В.Г. 2002: 105
[9] Сигеле С. 1892: 76
[10] Павленко В.Н., Таглин С.А. 2005: 323
[11] Павленко В.Н., Таглин С.А. 2005: 327
[12] Вундт В. 1912: 12
[13] Вундт В. 1912: 14
[14] Вундт В. 1912:17
[15] Вундт В. 1912: 19
[16] Сухарев В.А., Сухарев М.В. 1997: 21
[17] Крысько В.Г. 2002: 303
[18] Павленко В.Н., Таглин С.А. 2005: 408
Оценка эффективности проведенных занятий по профилактике конфликтов
Оценка эффективности предложенных занятий была определена путем сравнительного анализа двух срезов эксперимента.
Целью сравнительного анализа является определение значимость игровой деятельности в профилактике конфликтов.
Для реализации ...
Типы дисфункциональных семей
В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации семьи к задачам опти ...
Своеобразие развития психики умственно отсталого
ребёнка
Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на ...