Современный этап в развитии психологииСтраница 1
В конце 50 – начале 60–х годов большие направления, возникшие в период открытого кризиса начинают терять популярность. Появляются новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теорий.
Наиболее широким, выражающим дух современной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60–х годов в США. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т.е. представлений о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы.
Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы – память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.
Другим крупным направлением является гуманистическая психология. В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. В центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.
Третьим влиятельным направлением современной психологии является логотерапия. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. “Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов. Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл” [6].
В 60-е годы в зарубежной психологии широко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находится вопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды в формировании психики человека. Дальнейшее развитие психогенетики будет способствовать как углублению естественнонаучных основ учения и природе индивидуальных психологических особенностей человека, разрешению фундаментальной проблемы соотношения биологического и социального в человеке, так и научно обоснованной постановке самих исследовательских задач.
Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития – традиционная тема в психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления – справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде.
Принятие ребенка взрослым.
Психологи единодушны в том, что без положительного отношения к ребенку взрослого невозможно его полноценное психическое развитие[44]. Но одного этого недостаточно. Надо, чтобы взрослый верил в саму возможность развития ребенка, подтвержда ...
Рассудок
Перечисляя факторы, способные производить впечатление на душу толпы, мы могли бы совершенно не упоминать о рассудке, если бы это не было нужно нам для того, чтобы указать на отрицательное значение его влияния.
Мы указали уже, что на толп ...
Интерпретация
субшкал Цели в жизни.
Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут п ...