Характер. Подходы к пониманию характера
В отечественной психологии под характером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.
Проблемами формирования характера занимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и другие ученые.
Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, что каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Само развитие характера связано с отношением человека:
· К природе и обществу
· К труду
· К другим людям
· К самому себе и собственной деятельности.
Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера большую роль играют взаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание.
Характер развивается на базе темперамента, который является для него природной основой. Кроме того, образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку.
Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям психических процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность. Трудолюбие, хитрость, осторожность и т.п.
По мнению К.К.Платонова, «все черты характера – это свойства личности, которые выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему» (11, с.87).
Характер представляет собой своеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.
Личностные детерминанты склонности ко лжи
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!&q ...
Теоретические основы
профилактики конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего
дошкольного возраста. Понятие конфликта у детей
дошкольного возраста
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми о ...
Индивидуальное психологическое сопровождение развития когнитивных и
личностных качеств младшего школьника
По итогам диагностической исследовательской работы и параллельно с ней нами так же проводилась индивидуальное системное психологическое сопровождение когнитивного и личностного развития ученицы 3 «Б» класса МОУ лицея № 15 Аиды О. (9лет) с ...