Характер. Подходы к пониманию характера
В отечественной психологии под характером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.
Проблемами формирования характера занимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и другие ученые.
Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием.
Б.Г. Ананьев подчеркивал, что каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Само развитие характера связано с отношением человека:
· К природе и обществу
· К труду
· К другим людям
· К самому себе и собственной деятельности.
Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера большую роль играют взаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание.
Характер развивается на базе темперамента, который является для него природной основой. Кроме того, образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку.
Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям психических процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность. Трудолюбие, хитрость, осторожность и т.п.
По мнению К.К.Платонова, «все черты характера – это свойства личности, которые выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему» (11, с.87).
Характер представляет собой своеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.
Терроризм и деструктивная
деятельность, как возможный «социологический феномен»
Представление, что появление терроризма и деструктивной деятельности объясняется тем, что «введенные в заблуждение», в основном молодые люди, попавшие под влияние «радикальных (часто религиозного характера) идеологий», встали на путь «кри ...
Возникновение и развитие психологии религии
Психология религии возникла в конце XIX — начале XX в. Основателями данной науки являются: В. Вундт, У. Джеймс, Т. Рибо и др. Эта наука накопила значительный материал о содержании религиозного сознания, включающего такие понятия, как бог ...
Типологические личностные модели
Другой путь анализа структуры личности основывается на выделении не отдельных личностных черт, а типа личности. Тип личности
– это совокупность множества различных черт, которые взаимосвязаны между собой и определяют постоянные и обобщен ...