Истоки и содержание понятия
"психосоматика"Страница 1
История проникновения человеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляется тысячелетиями.
Первобытная медицина использовала "заговоры" и заклинания, приемы задабривания, отпугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Трудно отделить от проблемы психосоматики представления врача Древней Индии Бхаскаре Бхатте, о том, что тоска, гнев, печаль, испуг – "первые ступени на лестнице любой болезни". Вряд ли вне отношений мозга и тела можно понять индийское учение йога. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа, который, исходя из умозрительных представлений о "гуморах" тела, уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения, капитальные черты. "Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек", - считал Гиппократ.
Римский врач Клавдий Гален пытался усовершенствовать взгляды на природу человека, доказывая зависимость ощущений от сохранности нервов и мозга. Различая периферическую пневму, двигающуюся по нервам, и центральную, перемещающуюся в головном мозге, Гален полагал, что для создания образа картины внешнего мира, движения периферической пневмы еще недостаточно; осознается образ тогда, когда происходит движение центральной пневмы.
Именем Галена заканчивается начальный период поступательного движения мысли о двуединстве мозга и тела.
Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.
В ходе исследования менялось содержание понятий. Вряд ли современный психолог скажет, что он изучает "душу", хотя психо (душа) и была исходным предметом исследования. Ощущения и восприятия, образы и мысли, эмоции и сознание, речь и память, внимание и личность, мотивы – вот далеко не полный перечень конкретных, частных разделов психологии, науки о психике.
В ХIХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Исследования психической деятельности значительно продвинулись вперед после введения И. Павловым метода условных рефлексов, который позволил на основании изменения деятельности тех или иных органов судить о процессах и основных закономерностях работы головного мозга.
Трактовка результатов изучения психической деятельности и ее нарушений всегда соответствовала уровню развития дисциплины – психологии, нейрофизиологии и др. Возможность исследовать и объяснять существующими способами подсознательные явления психической деятельности привела к рождению психоанализа. С помощью психоанализа был извлечен целый ряд психоневрологических заболеваний. Совершенно справедливо привлекая внимание исследователей к психологическому конфликту как причине многих заболеваний не только мозга, но и тела и роли подсознательных процессов в развитии такого конфликта, Фрейд свел все объяснения такого конфликта к сексуальной неудовлетворенности и противопоставил конфликтующее сознание и бессознательное, отведя главную роль последнему.
В стремлении вернуться к гиппократовскому представлению о болезни как едином проявлении нарушений души и тела зарубежные клиницисты выдвинули понятие "психосоматика", точнее "психосоматическая медицина". Заслуга введения термина "психосоматика" принадлежит немецкому психиатру С. Хенроту. Он объяснял последствия внутреннего конфликта, как проявление психического заболевания, так и патологии внутренних органов.
Предпосылки появления
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило св ...
Преувеличение и односторонность чувств толпы
Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение. В этом отношении, как и во многих других, индивид в толпе приближается к примитивным существам. Не замечая оттенков, он ...
Принятие ребенка взрослым.
Психологи единодушны в том, что без положительного отношения к ребенку взрослого невозможно его полноценное психическое развитие[44]. Но одного этого недостаточно. Надо, чтобы взрослый верил в саму возможность развития ребенка, подтвержда ...