Неврастения

Материалы » Нервные дети » Неврастения

На сегодняшний день существует три формы невроза: неврастени, невроз навязчивых состояний и истерический невроз. К неврастении чаще всего приходят дети «генофильного типа» с комплексом «гадкого утенка». При про­движении к неврастении ребенок с предневрозом му­чительно страдает от неуверенности в себе, однако он колеблется. Побеждает инстинкт сохранения достоин­ства, и он действует решительно и смело. Побеждают «фемининные» инстинкты, зовущие к осторожности, капитуляции, побеждает чувство неуверенности в себе — и он отказывается от натиска, действия, капи­тулирует. У него внутренний конфликт, и он действует в пользу одной или другой стороны внутреннего кон­фликта. Он контрастен — одновременно смел и бояз­лив, он неоднозначен. У него ущемлено чувство досто­инства [3, 165].

В один момент сокрушительная неудача, тяжелое униже­ние, чувствительное поражение. Или над ним посмеялись, а он не сумел достойно ответить. Или его тяжело унизили, побили, а он проявил постыдную слабость, беспомощность. Он потрясен, он окончательно и бесповоротно разуверился в себе, однозначно капитулировал. Колебания кончились, болезнетворного внутреннего конфликта больше нет. Но это еще не не­вроз. Если он, капитулировав, отказался и от чувства достоинства — это просто сломленный человек. Если он капитулировал, но при этом сохранил чувство до­стоинства, у него невроз. Сохранить чувство достоинства в таких случаях и помогает психологическая защита.

Психологическая защита это неосознава­емый самообман, такое отношение к себе, к другим и к жизни, при котором неосознаваемо прибегающий к ней человек искренне убежден, что он хорош, всегда и во. всем, а окружающие всегда плохи, что не он слаб, а жизнь несправедлива к нему. А в результате защищено чувство достоинства, и чувство несостоятельности исчезает. Но при этом надо еще и как-то приспособиться к жизни. Ребенок при неврастении не­осознаваемо, психозащитно, предъявляет родителям «невротическую астению» — «болезнь», т. е. смертель­ную усталость, слабость здоровья». Всем своим обликом он как бы заявляет родителям: «Вы же видите, что я еле жив, что же вы от меня требуете .». При этом он, также психозащитно, отказывается от честолюбивых притяза­ний. Он не конкурент. Всем своим видом и поведением он как бы говорит: «Я болен, никого не трогаю, оставьте и меня в покое». И его оставляют в покое. Он ничего я требует, и от него ничего не требуют. Более того, все, даже дети, защищают его. Его не критикуют, не обвиняю - это его вполне устраивает. Родители, учителя видят; он и в самом деле требует особого подхода, с него взятки гладки. И к нему нетребовательны — был бы жив. Это и есть невроз, в данном случае неврастения. В неврастению впадают «генофильные», и у взрос­лых этот невроз возникает в тех случаях, когда «генофильные» не способны защитить и обеспечить благо­получие своей семьи. Тогда психологическая защита «заботливо нашептывает»: «Если бы я не был болен, я бы выполнил свой долг перед семьей, а так и не живу и не умираю .»


Социальные представления в сфере семейно-брачных отношений
РОССИЯ И АМЕРИКА. Общеизвестно, что нормы морали и нравственности находят свое отражение в коллективных и индивидуальных представлениях по различным аспектам социальной жизни. Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для п ...

Теоретические аспекты воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта. Особенности самостоятельности у школьников с нарушением интеллекта
Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляется собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Научное обоснование этой пр ...

Место юридической психологии в системе психологических и юридических знаний
Находясь на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным образом включается как в систему психологических, так и в систему юридических наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru