Развитие интеллектуальных качеств
Страница 1

Материалы » Профессионально-психологический тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел » Развитие интеллектуальных качеств

В решении профессиональных задач, стоящих перед сотрудником органов внутренних дел большое значение имеет активизация его профессионального мышления. Значение и роль профессионального мышления определяется рядом моментов. Во-первых, интеллектуальные качества, развитое мышление неотъемлемо связаны со спецификой деятельности и необходимы при решении практически любой оперативно-служебной задачи. Без них невозможно выявить тщательно замаскированное преступление, выиграть интеллектуальную схватку с умным, расчетливым преступником, разобраться в противоречиях человеческой натуры и установить истину.

Во-вторых, важные перемены в обществе заметно обостряют проблему интеллектуальных ресурсов. Важные задачи, стоящие перед нашим обществом, формируют потребность в новых подходах, в новом мышлении при решении задач в сфере правопорядка. Именно от профессионализма мышления во многом зависит эффективность деятельности сотрудника органов внутренних дел в современных условиях.

В-третьих, профессиональное мышление - это не только интеллектуальный ресурс, потенциал, который надо привести в движение, но прежде всего рычаг, инструмент активизации человеческого фактора в органах внутренних дел.

Под мышлением в психологии обычно понимают умственную деятельность, с помощью которой человек раскрывает сущность явлений, их связи и отношения. Профессионально развитое мышление - важное качество сотрудника, проявляющееся в способности познавать существенные свойства предметов, людей и их поступков, имеющих отношение к решаемым профессиональным задачам, находить закономерные связи между ними2.

Уметь мыслить - это значит применять имеющиеся знания, опыт, уметь думать, размышлять, рассуждать при решении стоящих перед сотрудником задач. Мышление сотрудника - это способность решения новых и сложных оперативно-служебных задач, способность находить новые подходы к решению практических проблем.

Большой интерес для сотрудников может иметь овладение ими приемами активизации профессионального мышления. Под этими приемами следует понимать способы сознательной, произвольной самоорганизации мыслительного процесса, основанных на соответствующих психологических закономерностях. При использовании таких приемов полезна привычка осознавать ход своей мысли, вырабатывать для себя определенные правила, учитывать свои индивидуальные особенности. При обучении этим приемам сотрудник может сталкиваться с рядом психологических барьеров, мешающих формированию техники профессионально мышления. Среди них можно выделить следующие:

1. Мотивационные:

· отсутствие стремления профессионально мыслить, нежелание подходить к делу творчески, инициативно, самостоятельно;

· отсутствие заинтересованности, стимулов к мышлению, стремление "не высовываться" и т.п.

2. Социально-психологические:

· наличие неформальных норм, мнений и настроений, тормозящих самостоятельное, творческое мышление;

· отсутствие взаимопонимания между сотрудниками, обостренные взаимоотношения, психологическая несовместимость.

3. Индивидуально-психологические:

· умственная леность;

· ригидность, отсутствие гибкости мысли;

· негативизм, конформизм;

· возрастные изменения.

4. Культурно-языковые:

· недостатки общей интеллектуальной культуры;

· профессиональная узость, ограниченность эрудиции;

· привычка к определенным терминам и понятиям в профессиональной речи, неприятие новых терминов и понятий.

5. Перцептивные:

· упрощенное, стереотипное восприятие важных явлений;

· беспроблемное видение явлений в круге профессионально-должностных интересов;

· субъективность, пристрастность при восприятии и оценке с профессионально-должностных позиций.

6. Интеллектуальные:

· привычка к безальтернативному, одновариантному мышлению;

· привычка к единомыслию, нетерпимость к другим точкам зрения, к профессиональному плюрализму;

· отсутствие навыков концептуального мышления, исполнительский склад ума;

· поверхностно-формальный подход, абсолютизация административно-запретительной тенденции в мышлении и др.

Страницы: 1 2


Талант и гениальность
Следующий уровень развития способностей человека — талант. Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтоб ...

«Мобильный» и «ригидный» собеседник
Рассмотрим теперь манеру общения при мобильном и при ригидном характере. Мобильный собеседник с легкостью переключается на общение от других своих занятий. Он несколько поверхностно, но весьма живо отображает вас, партнера, в своем созна ...

Определение типа личности по к. Юнгу12.
Инструкция. В представленных ниже утверждениях выразите свое отношение к позициям а и б. Ответьте, с какой из этих позиций вы более всего согласны. Если в вашем представлении вам присуще нечто среднее. То и тогда вам все-таки следует скл ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru