Развитие интеллектуальных качеств
Страница 2

Материалы » Профессионально-психологический тренинг познавательных качеств сотрудников органов внутренних дел » Развитие интеллектуальных качеств

Важно, чтобы сотрудник смог научиться преодолевать данные барьеры, которые возникают в его интеллектуальной деятельности и отрицательно влияют на ее эффективность.

К основным приемам активизации профессионального мышления относятся:

1. Прием уяснения профессиональной задачи. С этого нужно начинать любое дело. Исходную общую задачу необходимо разложить на несколько простых, элементарных подзадач. Важно проявлять внимание к деталям, мелочам, ничего не упускать из вида. При этом необходимо стараться иметь несколько вариантов решения задачи.

2. Прием оптимизации поиска решения. Выделяется отправной пункт, исходная точка поиска, при этом устанавливаются и регулируются также границы и зоны поиска. Происходит выбор, сочетание и пересмотр стратегий поиска.

3. Прием построения мысленной картины исследуемого события. Сотруднику требуется осуществить наглядно-образную проработку исходных элементов и картины в целом и на основе этого осуществить построение схемы исследуемого события (это может быть реализовано в форме оперативных или следственных версий). Необходимо проследить и проработать связи между элементами события, рационально увязать их в целостную картину, найти решающее звено.

4. Прием психологизации мышления. Заключается в психологической ориентировке в исследуемой ситуации (например, разобраться в мотивах поведения подозреваемого), проведении психологического анализа и осуществлении на его основе прогнозирования развития ситуации в дальнейшем. Используется рефлексия - размышления за противную сторону.

5. Прием активизации самоконтроля мышления. Важна установка на самокритику. Необходимо проверять себя с использованием словесных формул самоконтроля ("Как у меня это получилось?", "Почему я пришел к такому выводу?" и т.п.). Нужно стремиться к исключению субъективизма в своих выводах и оценках, отстранению от личных симпатий и антипатий.

6. Прием преодоления умственного тупика. Необходимо выявлять и преодолевать зацикливания в ходе мыслительной деятельности, возвращаться к исходной ситуации. Полезно в таких случаях привлекать на помощь других сотрудников - "со свежим взглядом".

Как уже отмечалось, проведение оперативно-служебных мероприятий часто происходит в условиях противоборства. Стремление сторон к достижению прямо противоположных целей создает ситуацию, когда каждый из противников, планируя свои действия, учитывает действия другого, создает ему помехи и трудности, чтобы обеспечить себе выигрыш. При этом на первый план выдвигается вопрос о том, как рассуждают и принимают решения "соперничающие" стороны. В психологии такая мыслительная работа обозначается термином "рефлексия", т.е. размышление, связанное с имитацией мыслей и действий противника и с анализом собственных рассуждений и выводов. При наличии противодействия побеждает та сторона, которая имеет превосходство в рефлексии. Отсюда ясно, как важно для сотрудника уметь предвидеть возможные действия лица, совершившего преступление, как важно не только предугадывать эти действия, но и своевременно обеспечивать их изменение, локализацию. Это можно осуществить только в том случае, если с подобной целью постоянно собирают, изучают информацию и моделируют процесс ее использования.

Рефлексивное управление поведением противодействующего лица основано на:

· анализе его общих адаптационных способностей;

· его ригидности, шаблонности;

· неосведомленности о тактических планах сотрудника, о мере его информированности;

· использовании внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий.

Преимущество в рефлексивных рассуждениях позволяет сотруднику не только предвидеть поведение своего соперника, регулируя тем самым и собственное поведение, но и активно влиять на его рассуждения, формировать у него основания для принятия желательного сотруднику решения.

Страницы: 1 2 


Диагностика агрессивности по тесту Баса-Дарки14.
Представлены 75 утверждений. Вам следует ответить на них «да» или «нет». 1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь ...

Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии
В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) ...

Личностные детерминанты склонности ко лжи
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости ("он совершенно не умеет врать!") до столь же патологической лживости ("ни одному его слову верить нельзя!&q ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru