Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.
Страница 1

Материалы » Библиотерапевтический эффект художественной литературы » Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.

Еще в 80-е гг. социологи отмечали смещение чтения в досуге подростков на 4-5-е место. Ведущими мотивами обращения школьников к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. Круг телевизионных предпочтений детей и подростков очень широк, от второго к пятому классу увеличивается количество просматриваемых передач, причем как детских, так и взрослых. Сегодняшний школьник обращается не к одному-двум, а к четырем-шести постоянно действующим источникам информации. Дети смотрят все телепрограммы, не разделяя их на взрослые и детские.

Наблюдается тенденция замедленного вхождения детей в книжную культуру и отсутствия стабильной привычки к чтению у младших школьников. Но и подростки не являются исключением, для них чтение также необязательное ежедневное занятие. И лишь немногие из них, в основном те, кто приучен был к постоянному чтению с раннего детства, регулярно обращаются к книге.

В чтении детей России накапливаются негативные тенденции. В новых исследованиях отмечается повышенное увлечение детей не только теле-, но и видеопрограммами. Все шире распространяется кабельное телевидение. А это означает, что наступает или уже наступило время, которое можно назвать кризисом чтения.

Различия телевизионной и читательской культур многообразны, но известный социолог С.Плотников выделяет три.

Первое – тип внимания. Телевидение, в силу доступности, не требует подготовки, легко воспринимается, а, следовательно, порождает рассеянное внимание. А чтение требует сосредоточенности.

Второе – особенность содержания. Телевидение – это огромное количество разнородных сведений. Все они интересны, увлекательны, но разбросаны и бессистемны. Они, как рассыпанная мозаика, не дают целостной картины мира. Тогда как книга – это всегда организованный материал, это система определенных знаний, наблюдений, образов, чувств, это целостность.

Третье – характер восприятия. Телевидение – это скорость, темп, динамика, быстродействие. Чтение, особенно художественной литературы, всегда остается медленным, вдумчивым, неторопливым процессом.

Особенно важным представляется процесс вхождения ребенка в информационную среду, где развиты оба типа культуры – вербальный (книжный) и визуальный. Когда ребенок учится читать, когда он продвигается от полного неумения к расшифровке, увеличению скорости и, наконец, постижению информации и получению знания, - его опыт телезрителя оказывает серьезное влияние. Если домашнее окружение усиливает и поощряет читательскую активность малыша, то он имеет хороший шанс одолеть все три фазы без особых проблем и стать настоящим читателем. Но если семья придает непомерное значение телевизору как главному средству развлечения, единственному каналу получения информации, то развитие ребенка как читателя может быть приостановлено.

Дети эры телевидения все еще читают, и с удовольствием. Правда, несколько по-своему. Их принято называть ленивыми читателями. Ленивый читатель – это ребенок из образованной семьи, приобретший навыки чтения, но неспособный вникать в смысл прочитанного и анализировать полученную из книги информацию. Джордж Штайнер по поводу такого рода читателей отмечает: «Большинство тех, кто прошел через начальное школьное образование, могут читать, о не в состоянии прочесть». И год от года ленивых читателей становится все больше. Способность концентрировать свое внимание – это навык, требующий постоянной практики. А у телеэкрана воспитать в себе внимательность практически невозможно. Состояние телезрителя точнее всего можно было бы охарактеризовать как некую ментальную распыленность. Вполне естественно, что дети, проводящие перед телевизором много часов, входят в мир чтения более нетерпеливыми и рассеянными. Телевидение заставляет детские глаза метаться по страницам, а это очень далекая от чтения вещь.

Страницы: 1 2


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru