Периодизация психического развития
К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.
К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн.
По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник [2].
Таблица 1. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
Возрастные периоды |
Ведущая деятельность |
Система отношений |
Младенческий (0-1 год) |
Общение со взрослым |
Человек - человек |
Раннее детство |
Предметная деятельность |
человек - предмет |
Дошкольный возраст |
Игра |
человек - человек |
Младший школьный возраст |
Учебная деятельность |
человек - предмет |
Подростковый возраст |
Общение со сверстниками |
человек - человек |
Юношеский возраст |
Учебно - профессиональная деятельность |
человек - предмет |
Заключение.
Мы в работе пытались показать, каким образом реклама создает в нашем сознании воображаемый образ продукта, который побуждает нас сделать покупку. Реклама «учит» потребителя позитивным эмоциональным ассоциациям, формируя в нас классические ...
Переход от детства к
взрослости. Психическое развитие подростка
Подростковый возраст, как период биологических, социальных и психологических кардинальных перемен связан с образованием особой подростковой субкультуры, со специфическими стереотипами поведения, своим сленгом, своими нормами, установками ...
Социально-психологические особенности студенческого возраста.
В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого в ...