Возрастные циклы психического развития
Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям. Например, если психическое развитие человека зависит от его генетики, то есть врождено, то в таком случае, стратегия воспитания состоит в устранении помех для реализации его генетического багажа. Тогда социальное неравенство людей оправдано, а рассовое разделение - естественно. Если же истоки психического развития коренятся в среде ребенка, его социальном обществе, культуре, то следует предпринимать максимальные усилия для развития его способностей, совершенствовать систему обучения и воспитания, бороться с неравенством людей любого толка. Другой пример касается знаний об особенностях возрастных периодов человека. Многие представляют, что младенческий возраст – это «животный» период в жизни человека. Младенец наделен одними инстинктами, не имеет своей индивидуальности. В этом случае ему необходимо только питание, сон, воздух и тепло. Безусловно все это необходимо младенцу, но, если понимать, что младенческий возраст – это период развития всех будущих психических образований, личности человека, то младенцу необходимо также и общение с родителями, и развивающие игры, и упражнения, способствующие его моторному развитию, ему необходима упорядоченная, разнообразная среда обитания и индивидуальный подход. Если мы представляем пожилой возраст как переход к немощности, слабости, потери памяти, снижению интеллекта, тогда и отношение к старикам будет как неполноценным людям, требующим терпения и снисхождения. Однако, если мы понимаем, что старение является особым периодом жизни, на котором психические процессы организованы специфично, приспосабливая человека к происходящим изменениям, тогда отношение к старикам, помощь им приобретает характер помощи не слабому, а такому же человеку. Это меняет психологический контекст и отношение к пожилым людям.
Приведенные примеры показывают значение представлений об особенностях возрастных циклов человека и истоках его развития. Эти знания помогут вам лучше понять себя, разобраться в тех противоречиях, с которым вы сталкиваетесь.
Виды влияния
Согласно Сидоренко Е.В. [стр. 24, 20], психологические средства влияния могут быть вербальными, невербальными и паралингвистическими. Вербальные средства – слова, прежде всего их смысл, а также характер используемых слов, подбор выражений ...
Опыт разрешения межличностного конфликта
В качестве примера межличностного конфликта можно рассмотреть произведение Н.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сюжет этой повести развивался в небольшом городе Миргород. Мелкие помещики поссорили ...
Исследования гендерных различий
Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные. О ...