Деятельность психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных навыков. Исследование проблем дизонтогенеза и история становления реабилитационных учреждений для дет
Страница 2

Материалы » Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре » Деятельность психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных навыков. Исследование проблем дизонтогенеза и история становления реабилитационных учреждений для дет

Идеи Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволили ему выделить в аномальном развитии две группы симптомов. Это первичные нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни и вторичные нарушения, возникающие опосредованно, в процессе социального развития аномального ребенка. Все современное психологическое исследование умственной отсталости и у других форм ненормального развития представляет в высшей степени сложное строение.

Ошибочно думать, что из дефекта, как из основного ядра, прямо и непосредственно могут быть выделены все решительно симптомы, характеризующие картину в целом. На самом деле оказывается, что те особенности, в которых проявляется эта картина, имеют очень сложное строение. Они обнаруживают чрезвычайно запутанную структурную и функциональную связь и зависимость, в частности показывают, что наряду с первичными особенностями такого ребенка, вытекающими из его дефекта, существуют вторичные, третичные осложнения, вытекающие не из самого дефекта, а из первичных его симптомов. Возникают как бы добавочные синдромы ненормального ребенка, как бы сложная надстройка над основной картиной развития.

Анализируя причины аномального развития ребенка, Л. С. Выготский выделяет факторы, определяющие процессы аномального развития. В своих работах он показал, что удельный вес наследственных предпосылок и влияние среды различен как для разных сторон психики, так и для разных возрастных этапов развития ребенка.

Л. С. Выготский выделяет следующие факторы, определяющие аномальное развитие:

1. Время возникновение первичного дефекта. Тот дефект, который возник в раннем детстве, когда не сформировалась вся система функций, обусловливает наибольшую тяжесть вторичных отклонений. Например, при раннем поражении зрения, интеллекта и даже слуха у детей наблюдается отставание развития моторной сферы. Ребенок поздно начинает ходить, у него обнаруживается недоразвитие мелкой моторики, то есть при раннем возникновении дефекта нарушение хода психического развития ребенка значительно тяжелее, чем при более позднем.

2. Степень выраженности первичного дефекта. Различаются два основных вида дефекта. Первый из них — частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи. Второй, общий, связанный с нарушением регуляторных систем. Глубина поражения или степень выраженности первичного дефекта определяет разные условия аномального развития. Чем глубже первичный дефект, тем больше страдают другие функции.

Системно-структурный анализ дефекта при аномальном развитии ребенка, предложенный Л. С. Выготским, позволяет оценить все многообразие аномального развития, выделить его определяющие и побочные факторы и на основе этого построить научно обоснованную психо-коррекционную программу.

В генезисе взглядов Выготского на процесс аномального развития отражена его общая концепция развития высших психических функций. Разделяя психические функции на высшие и низшие, Выготский подчеркивал, что исследование высших психических функций в их развитии убеждает нас, что эти функции имеют социальное происхождение как в филогенезе, так и в онтогенезе. Всякая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - в психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихического. Анализируя аномальное развитие, Выготский отмечал, что недоразвитие высших психических функций у аномальных детей возникает как добавочное, вторичное явление, надстраивающееся на основе первичных особенностей. А недоразвитие низших психических функций является первым следствием дефекта, то есть недоразвитие высших психических функций автор рассматривает как вторичную надстройку над дефектом. [7, 196-198]

В своих дальнейших исследованиях Л. С. Выготский проанализировал разнообразные варианты дефекта, описал различные соотношения интеллекта и аффекта, низших и высших психических функций. Он выявил закономерности их развития и возможность предупреждения вторичных нарушений как следствие первичных, связанных с болезнью органа.

Страницы: 1 2 3 4 5


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru