Деятельность психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных навыков. Исследование проблем дизонтогенеза и история становления реабилитационных учреждений для дет
Страница 3

Материалы » Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре » Деятельность психолога реабилитационного центра для инвалидов по развитию у них социально-важных навыков. Исследование проблем дизонтогенеза и история становления реабилитационных учреждений для дет

Разработанная Л. С. Выготским теоретическая концепция аномального развития является чрезвычайно актуальной и сегодня имеет огромное практическое значение.

Онтогенетический подход к изучению психических расстройств в детском возрасте продуктивно применялся и применяется многими известными отечественными и зарубежными клиницистами (Озерский, Гуревич, Сухарев, Ушаков, Ковалев и другие).

В общебиологическом плане онтогенез рассматривается как индивидуальное развитие растительного и животного организма от момента зарождения до конца жизни. Различают пренатальный и постнатальный онтогенез. Как отмечает В. В. Ковалев, важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, то есть психическое развитие онтогенеза. Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются отдельные психические функции и личность.

Исследования в области возрастной физиологии показывают, что в онтогенезе сменяются качественно различные этапы функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их (Ушаков, Ковалев). Опираясь на биогенетическую теорию этапности индивидуального развития, выделяют четыре этапа: 1) моторный, охватывает год жизни ребенка, когда происходит становление моторных функций, их совершенствование и дифференциация; 2) сенсомоторный, длящийся от одного года до трех лет и являющийся основой для развития первичных целенаправленных движений и активных форм общения; 3) аффективный, длящийся от трех до двенадцати лет; 4) идеаторный, предполагает развитие понятий, суждений и умозаключений.

Психическое развитие ребенка и подростка протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения наблюдаются в переходные возрастные периоды, или периоды возрастных кризисов. Эти периоды обозначаются в возрасте 2-4 года, 6-8 лет и пуберантном возрасте 12-18 лет. В эти кризисные периоды в связи с нарушением относительного физиологического и психологического равновесия особенно часто возникают и выявляются различные нарушения психического развития - психический дизонтогенез (Ковалев).

В 1927 году Швальбе впервые ввел термин «дизонтогенез» для обозначения отклонений во внутриутробном развитии организма. В. В. Ковалев употребляет понятие «психический дизонтогенез», применяя его к нарушениям психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

В работах Ушакова и Ковалева выделяются два основных типа психического дизонтогенеза — ретардация и асинхрония.

Под ретардацией авторы понимают запаздывание или приостановку психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. При частичной ретардации наблюдается приостановка или запаздывание в развитии отдельных психических функций. Нейрофизиологической основой парциальной ретардации является нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Характерным признаком асинхронии является выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отстаивание темпов и сроков созревания других.

Г. К. Ушаков рассматривает несколько вариантов проявления асинхронии, приводящей к психическому дизонтогенезу. К ним автор относит ретардацию как отставание в развитии одной или нескольких функциональных систем. Асинхронией автор считает акселерацию, когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением. Кроме того, Г. К. Ушаков говорит о третьем варианте - это сложная асинхрония, где ретердация одних функций способствует акселерации других.

В. В. Ковалев кроме ретардации и асинхронии, как основных типов психического дизонтогенеза, выделяет еще третий тип, связанный, по мнению автора, с механизмом высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. В основе этого типа дизонтогенеза лежит, по мнению Ковалева, преходящая психологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Под влиянием неблагоприятных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования. [16,9-10]

Страницы: 1 2 3 4 5


Результаты исследования и их психологический анализ
В результате того, что испытуемые со средними показателями экстра- интроверсии отсеялись, осталась выборка из 101 чел. из которых были выделены 2 группы: 1.Интроверты (значения по шкале экстра- интроверсия меньше или равно 10 баллам) — 4 ...

Периодизация психического развития
К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек - человек, и тем, что он усвоил из системы человек - предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает ...

Выводы
Церебральный паралич ежегодно поражает тысячи младенцев и детей. Это неинфекционное заболевание, т.е. им нельзя заразиться через контакт с больным. Слово церебральный означает связь с функцией мозга. Слово паралич указывает на проблемы с ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru