Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах
Страница 1

Материалы » Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре » Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных центрах

Исходя из документов Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, в реабилитационных центрах воспитываются дети с отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития, дети с церебральным параличом, с аутизмом, дети с эмоциональным нарушением, дети олигофрены, дети-психопаты, дети с астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи.

Дети с различными нарушениями слуха и речи. Речь - одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления зависит от развития речи. В формировании речевой функции участвуют: речевой анализатор и речедвигательный анализатор. Деятельность речедвигательного анализатора зависит от слухового анализатора, который имеет исключительное значение для развития произносительной стороны речи.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем развития фонематического восприятия и произносительной стороны речи, но и способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность осознавать звуковой состав слова, является центральным моментом, как и при овладении грамматическим строением родного языка, так и при обучении грамоте. При различных степенях нарушения слуха, у детей часто возникают затруднения в овладении грамотой.

Полное или очень резкое нарушение слуха в раннем возрасте, приводит к тому, что речь ребенка не развивается, он становится немым и его обучение возможно только в специальной школе для глухих. Для детей с различной степенью тугоухости также нужны особые методы обучения. Их направляют в специальные школы для слабослышащих детей. Иногда таких детей ошибочно направляют даже во вспомогательные школы для умственно отсталых, так как нарушение слуха приводит не только к недоразвитию речи, но и к задержке общего развития, что и дает повод для ошибочного диагноза «олигофрения».

В случае тугоухости особенно важно учитывать не только степень, но и время наступления снижения слуха. Это имеет существенное значение для понимания характера отклонений в развитии у детей и для предупреждения ошибочного диагностирования их как олигофренов. Тугоухость, наступившая рано, в период, когда у детей еще не сформировалась речь, ведет к тому, что без специального обучение речь у детей не развивается. При возникновении у ребенка тугоухости, той или иной степени в более позднем возрасте, то есть после того как у него сформировалась речь, дельнейшее развитие речи будет идти более интенсивно, хотя и с характерными недостатками, обусловленными тугоухостью.

Учитывая разный уровень развития речи у этих двух категорий слабослышащих детей, структурой специальных школ для них предусмотрено два отделения, работающих по своим учебным планам и программам.

Есть также дети, которые испытываю затруднения в овладении чтением и письмом, несмотря на то, что слух у них сохранен. Это преимущественно дети с речевыми нарушениями.

Так же в реабилитационных центрах встречаются дети - олигофрены, умственное недоразвитие которых обусловлено поражением отдельных мозговых систем во внутриутробном периоде или в самом раннем периоде жизни в связи с внешними вредностями. Известную роль может играть и патологическая наследственность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Стратегия № 3 Конструктивное отношение к проблемам, появляющимся в процессе жизни
Люди, настроенные положительно, не позволяют проблемам занимать больше места в их жизни, чем это необходимо. Надо усвоить одно правило: оставляя проблемы нерешенными, вы можете навлечь на себя несчастье. Проблемы и заботы имеют свойство ...

Экспериментальные исследования представления себя другим. Цели, задачи, методы исследования
Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания. Частные гипотезы были сформулированы следующим образом: 1. С помощью представления себя другим человек осуществляет ...

Соотношение психологической коррекции и проектирования
Успешная проектировочная работа психолога в школе создает условия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализу данной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумя причинами. Первое, это от ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru