Контроль мышления
Страница 1

Материалы » Помощь жертвам влияния нетрадиционных религиозных культов » Контроль мышления

1. Необходимость к принятию групповой доктрины

как "Истины", включающей в себя следующие элементы:

а) "Черное и белое" (нет полутонов);

б) "Добро против зла" (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний);

в) "Мы против Них" (групповое против внешнего мира).

Огромное влияние на личность оказывает методы группового мышления.

Сплоченность членов группы в культе не спонтанна, а спланирована и реализуется манипулятивно лидерами культа. Лидер формирует вокруг себя преданную верхушку (элиту), которая и является «группой принятия решений», т.е. процесс принятия решения отчужден от рядовых членов культа. Стремление к принадлежности группе у участников культа поддерживается через процесс сурового испытания верности члена культа с использованием приемов « кнута и пряника». Культ становится центральным интересом жизни человека и единственным, первичным, необходимым источником межличностных связей членов культа. Члены культа стремятся к однородности. Они теряют старые принципы поведения и «принимают» новый набор норм, стереотипов поведения, которые поощряются. [Кондратьев,1999, с.25-38].

Спонтанные и проходящие стрессовые ситуации («провокационные ситуационные контексты») в культе имеют вид жесткого социального контроля , который использует как инструмент чувства вины, страха, позора за свое прошлое, чтобы создавать образ более привлекательного будущего в культе, таким образом, члены культа находятся в постоянном напряжении. Достичь будущего в культе можно, только соблюдая нормы группы, нормы устанавливает элита («группа принятия решения»). Здесь мы опять наблюдаем отчуждение, депривацию по отношению к процессу принятия личностью решений.

Преждевременное согласие с мнением группы в культе модифицируется в полное, восторженное соответствие доктрине культа. Преждевременное согласие может подразумевать наличие и критического настроя участника принятия решения и находится на одном конце континуума. На другом его конце - полное принятие и соответствие. Поскольку в культе критика решений, принятых элитой исключается, то требуется восторженное обожание и самой доктрины, и ее проводников : доктрина - единственная дорога к правде, с ней мало соглашаться, ей надо полностью соответствовать. [Кондратьев, 1999, с.38].

Ещё одним мощным механизмом влияния является использование "специализированного" языка в культе. В нём сложные проблемы редуцируются - представляются коротко и просто. Создаются легкозапоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С помощью них, адепт может дать ответ на многие сложные вопросы. Создаётся специальный словарь, содержащий либо новые термины, либо трактующиеся по новому знакомые понятия. Особый язык облегчает формирование новой, упрощённой картины мира, увеличивает отчуждение от старых знакомых и близких людей. Адепту, несомненно легче становится общаться с людьми из секты и сложнее со всеми остальными. [Дворкин,1996,с.2-3]. В культе действует запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными, и запрет на альтернативные системы верования.

Страницы: 1 2


Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru