Принципы и методы психологии.

Материалы » Основные задачи психологии и педагогики » Принципы и методы психологии.

Основные методологические принципы психологии:

Признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительности;

Генетический подход к психическим явлениям – исследование их в развитии;

Признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

Изучение психики человека с учётом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики:

Наблюдение – научный метод исследования. Суть метода заключается в переходе от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка правильности наблюдения – самонаблюдение, непосредственно либо отсроченное.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Эксперимент подразделяют на научный – он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводиться эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать, и естественный, который протекает в обычных условиях труда, учёбы и т.п. и человек не знает, что над ним экспериментируют.

Тестирование – метод испытаний, применяемый для установления определённых психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.


Исследование сформированности познавательной потребности у одаренных детей
Часть одаренных младших школьников теряют свои преимущества в более позднем возрасте. В большинстве случаев это связано с недоразвитием и деформированием познавательной потребности. Более того, они часто оказываются среди отстающих, поте ...

Проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе. Понятие психологической готовности к школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовнос ...

Результаты исследования и их психологический анализ
В результате того, что испытуемые со средними показателями экстра- интроверсии отсеялись, осталась выборка из 101 чел. из которых были выделены 2 группы: 1.Интроверты (значения по шкале экстра- интроверсия меньше или равно 10 баллам) — 4 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyage.ru