Методы исследования семейных отношений
Страница 2

Материалы » Исследование отношений в семье » Методы исследования семейных отношений

6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.

Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.

II. Диагностика специфики межличностных отношений.

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика предназначена для исследования представлений человека о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

2. Методика «Q – сортировка» В. Стефансона.

Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе. Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и «избегание борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей – социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

3. Социометрический тест.

Исследует субъективные межличностные предпочтения (выборы) членов группы по определённым сферам. На основе полученных членом группы числа субъективных выборов определяются индивидуальный социометрический статус индивида (лидер, отверженный, изолированный), структура межличностных отношений, сплочённость группы и т.д.

4. Методики наблюдения и экспертной оценки. Ситуационный тест.

Методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интерпретации, что впоследствии интерпретируется, исходя из определённых теоретических воззрений.

III. Диагностика семейных отношений.

1. Методика незаконченных предложений:

· Для меня семья это…

· Родители относятся ко мне, как к…

· Родители нужны мне…

· Все родители…

· Когда собирается вся семья я чувствую…

2. Методика «Завершение истории».

3. Сочинение на тему «Зачем мне родители?»

4. Сочинение на тему «Моя семья».

IV. Диагностика производственных и социально-ролевых отношений.

1. Методика незаконченных предложений:

2. Методика «Завершение истории».

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

На завершающем этапе возможно проведение экспресс-диагностики всей психокоррекционной работы, которая представлена двадцатью незаконченными предложениями. Каждое незаконченное предложение в своем начале отражает проблематику каждого аспекта какого-либо вида отношений. Участников просят завершить это предложения, что позволяет собрать материал каждого занятия.

1. Люди по отношению друг к другу должны…

2. Деньги являются для людей …

3. По отношению к близким людям я чувствую…

4. Основным принципом в отношении с другими людьми является…

5. Когда я работаю, я чувствую…

6. Моя семья обращается со мной, как с…

7. Большинство известных мне семей…

8. Родители дают мне деньги тогда, когда…

9. Отношения на производстве строятся …

10. Любой труд должен …

11. Работа для меня это…

12. По отношению к своим родителям я чувствую …

13. Все люди …

14. Отношения людей можно регулировать с помощью …

15. Зарабатывать деньги мне помогает…

16. По отношению к людям я чувствую…

17. Когда я соблюдаю законы, я…

Страницы: 1 2 3


Младший школьник в психологической консультации
Когда воспитывающие младшего школьника взрослые видят свои педагогические неудачи, то они кажутся им необъяснимыми. Действительно, не так просто понять, почему сын интеллигентных родителей не хочет читать; девочка, послушная дома, невынос ...

Библия - основной источник изучения христианской антропологии
В средневековой Европе господствующей религией являлось христианство, в рамках которого складывается специфическая картина человека и его души. Основным источником христианской антропологии является Новый Завет, являющийся законом жизни х ...

Анализ уровня развития личности
Психоаналитическая концепция декларирует, что каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноидный, депрессив ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru