Boпpoc кaк фopмa paзвития мышлeния. Boпpoc и eгo лoгичecкaя cтpyктуpa. Эвpиcтичecкиe вoзмoжнocти вoпpoca
Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить, или получить новую информацию на основе уже имеющейся.
Логическая структура вопроса такова:
1) исходное знание;
2)требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию.
Первая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом, а вторая - оператором вопроса. Например, следователь, задавая вопрос: "Кто звонил подозреваемому после 19 часов?", ставит задачу установить неизвестное ему имя звонившего человека. В вопросе содержится информация о том, что подозреваемому звонили после 19 часов (предпосылка вопроса), а словом "кто" выражено требование новой информации (оператор вопроса).
Или другой вопрос: "Перестал ли муж бить свою жену?". Его предпосылка, что муж обычно бил свою жену. Требование уточнить эту информацию (слово "ли" вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произнесении) - оператор вопроса.
В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Так, не являются вопросами риторические вопросительные предложения. Они не содержат побуждения к ответу и по своей сути являются суждениями. Например, в риторическом вопросительном предложении "Какой же студент не любит получать отличные оценки на экзамене?" содержится утверждение, что каждый студент любит получать отличные оценки на экзамене, а вовсе не вопрос.
Или, например, в риторическом вопросительном предложении "Какой он юрист?" содержится утверждение, что он не юрист или плохой юрист, а вовсе не вопрос.
Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределенность. Вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение, или отрицание чего-либо, в то время, как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Хотя сам вопрос не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений.
Взаимодействие вопроса и ответа - типичная форма диалога в общении между людьми. Поэтому одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Великая познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Вопрос - могучий стимулятор развития знания. Отношения человека с окружающим миром могут быть представлены как своего рода диалог, в котором вопросы и ответы постоянно сменяют друг друга. Человек как бы задает миру (прежде всего природе) вопросы, исследуя действительность, получает ответы, выдвигает новые вопросы и т. д.
Введение. Эра толпы
Эволюция современной эпохи. -- Великие изменения цивилизации суть следствия перемен в мысли народов. -- Современное верование в могущество толпы. -- Оно преобразовывает традиционную политику государств. -- Как выступают низшие классы и ка ...
Развивающий потенциал инновационного образования и психологической практики. Инновационная деятельность в образовании. Особенности
инновационного образования. Инновационное образование как
социокуль
Социальные инновации являются специфической областью деятельности человека, они тесно взаимодействуют с внешней средой, объективной реальностью[47].
Установление приоритета человека «целостного», думающего и чувствующего, раскрепощение л ...
Механизмы влияния
родителей на подростков
Существует несколько психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители ...