Исследование специфики ценностных ориентаций молодежи. Организация и методы исследования
Страница 1

Материалы » Специфика ценностных ориентаций молодежи » Исследование специфики ценностных ориентаций молодежи. Организация и методы исследования

Теоритическо-методологической базой эксперимента послужила теория ценностных ориентаций личности и методика измерения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем, теория самоактуализации А. Маслоу, самоактуализационный тест, созданный в 1981–84 гг. на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загикой и М.В. Кроз, теория самоотношения В.В. Столина, тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева, шкала оценки потребности в достижениях и методика «Уровень притязаний» Шварцландера.

Для изучения специфики ценностных ориентаций молодежи мы организовали и провели исследование. В исследовании приняли участие 50 молодых людей (25 студентов ВУЗов и 25 учащихся профессионально-технических училищ). Из них 33 – девушки, 17 – юноши.

Цель исследования: Изучить специфику ценностных ориентаций молодежи.

Гипотеза исследования: Возможно, существует отличие ценностных ориентаций студентов ВУЗов и учащихся профессионально-технических училищ.

Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи эксперимента:

1. Провести диагностику.

2. Проанализировать результаты диагностики.

3. Разработать рекомендации по коррекции ценностных ориентаций молодежи.

Основные тенденции развития современного общества, как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию всех его сфер. Поэтому психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Одной из наиболее широко известных теорий в рамках данного подхода является концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу[Maslow A. Motivation and personality. - N.Y., 1954. – 268 с.]. Популярность этой теории связана, с одной стороны, с эвристичностью понятия самоактуализации и возможностью его операционализации и использования в эмпирических исследованиях. С другой стороны, данная модель личности, подчеркивает положительные проявления человеческой природы, такие как творчество, альтруизм, любовь, дружба и т.д., которые служат эталоном в процессе воспитания, формирования личности.

В нашем исследовании мы используем понятие самоактуализации, предложенное А. Маслоу.

Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. В одной из своих работ А. Маслоу определяет самоактуализацию как « .стремление к самоосуществлению, точнее, тенденцию актуализировать то, что содержится в качестве потенций. Эту тенденцию можно назвать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать».

При рассмотрении ценностных ориентаций молодежи мы основываемся на теории М. Рокича. Он различает два класса ценностей:

а) терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться:

б) инструментальные — убеждения в том, что какой то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

При рассмотрении самоотношения, мы опираемся на теорию В.В. Столина, в которой он разрабатывает положение об иерархической модели структуры самоотношения.

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Страницы: 1 2 3


Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)
Рассматривать семью нужно как систему, в которой все ее члены взаимосвязаны, и изменения в одном составляющем приводит к изменению всей системы в целом. Молодые люди, вступившие в брак, выходят из двух разных семей с разными стилями жизн ...

Особенности развития личности младшего школьника
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, при ...

Понятие потребности с точки зрения разных наук
Наука Трактовка потребности Цель изучения Трактовка потребителя Экономика Потребность - основа спроса. Потребность - мотив, определяющий покупательское поведение субъекта. Потребность - разумная необходимость Опреде ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyage.ru