Результаты исследованияСтраница 1
В ходе исследования всем молодым людям – участникам эксперимента были выданы бланки методик. Участникам эксперимента были даны инструкции по заполнению каждого теста. На заполнение бланков молодым людям давался 1 час.
Результаты диагностики в приложении №8.
По тесту Рокича мы получили списки проранжированных испытуемыми инструментальных и терминальных ценностей. Каждой ценности испытуемыми был приписан ранг от 1 до 18 (1 - наиболее ценная при любых обстоятельствах, 18 – наименее ценная). Из полученных ответов нами были выбраны самые популярные ответы по инструментальным и терминальным ценностям отдельно для студентов ВУЗов и учащихся ПТУ.
На следующем этапе обработки массивов была реализована процедура кластерного анализа. Поскольку в аналитическом исследовании при наличии целевой выборки одномерные распределения представляют небольшую «ценность», постольку в качестве дескриптивной статистики и был использован кластерный анализ, репрезентирующий не «количественные» распределения, а «качественные» связи и зависимости между наблюдаемыми переменными.
Кластерный анализ был осуществлен при помощи компьютерной программы «Пакет обработки статистических данных Stadia 7.0». Он был выполнен с метрикой вычисления расстояний по Эвклиду и объединяющей Уорда.
В таблице результатов диагностики, в графе «Тест Рокича» проставлен первый ранг инструментальных ценностей участников эксперимента.
В результате кластерного анализа, мы можем сделать вывод о том, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для учащихся ПТУ являются: высокие запросы, жизнерадостность, независимость, чуткость.
Наиболее значимыми инструментальными ценностями для студентов ВУЗов являются: воспитанность, высокие запросы, независимость, образованность, ответственность, широта взглядов, эффективность в делах.
По тесту САТ, шкале ориентации во времени, результаты выше у студентов ВУЗов. Высокий балл по этой шкале у студентов свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Низкие баллы по шкале у учащихся ПТУ означают ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
По тесту САТ, по шкале поддержки результаты выше у студентов ВУЗов. Это говорит о том, что они относительно независимы в своих поступках, стремятся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они свободны в выборе, не подвержены внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность). Низкий балл по шкале у учащихся ПТУ свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности учащихся ПТУ («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля.
По тесту САТ, по шкале ценностных ориентаций результаты выше у студентов ВУЗов. Это говорит о том, что студенты в высокой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Это свидетельствует о высокой степени самоактуализации. Низкие результаты учащихся ПТУ говорят о том, что они не достигли высокой степени самоактуализации.
По тесту-опроснику самоотношения (ОСО), по всем факторам результат выше у студентов ВУЗов. Это говорит о том, что у учащихся ПТУ общий показатель самоотношения ниже. Показатель самоотношения включает в себя самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение от других.
По результатам диагностики, уровень притязаний выше у студентов ВУЗов. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Таким образом, студенты ВУЗов готовы преодолевать большие трудности на пути к желаемым целям.
По тесту «Потребность в достижениях» результат также выше у студентов ВУЗов, что свидетельствует о более высоком уровне у них мотивации достижения. Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Заключение.
Нами дан обзор основных проблем психологии восприятия музыки сквозь призму анализа психологических закономерностей одного из видов музыкальной деятельности – восприятия музыки.
Спектр восприятия музыки широк по диапазону – от простого л ...
Структурализм
В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт
(1832—1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии в 1881 г. Он же даетназвание новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологическ ...
Эксперимент как деятельность испытуемого
Рассматривая эксперимент как деятельность испытуемого, Г.Е. Журавлев выделяет несколько планов его описания.
1. Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, которыми манипулирует или которые преобразует испытуемый: средства, ко ...