Рекомендации по коррекции ценностных ориентаций молодежи
Ценностные ориентации - общечеловеческие принципы, в соответствии с которыми стоится поведение индивида в различных жизненных ситуациях.
Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, целей, идеалов, интересов, убеждений, мировоззрений, участвующих в создании ориентации личности, выраженной социально-детерминированным отношением личности к обществу. Ценностные ориентации выполняют регулирующую функцию поведения личности и задают ее направленность.
Для коррекции ценностных ориентаций молодежи необходимо создание условий для роста и совершенствования личности. Это предполагает знание всей современной ситуации жизнедеятельности человека, включая социально-психологическую специфику группы, в которую он входит, психологические личностные особенности молодого человека. Определяя задачи, формы и методы коррекционной работы, психологу или педагогу необходимо владеть информацией об интересах, потребностях, проблемах молодых людей, благоприятности климата в группе.
Поскольку ценностные ориентации личности зависят от того, в какую социальную группу она входит, в целях коррекции ценностей необходимо проанализировать характеристики референтной группы личности.
Направления анализа возможны следующие:
1. кто лидер в группе, их краткая характеристика, входят ли они в официальную структуру группы;
2. кто «отверженные» в группе, их краткая характеристика, причины их положения;
3. каков характер взаимоотношений группы с другими группами;
4. в каких городских молодежных объединениях (секциях, клубах и т.д.) участвуют молодые люди;
5. в какие неформальные группы вне учебного заведения входят участники группы;
6. какие нормы и ценности существуют в группе;
7. каковы традиции, ритуалы, символика, сленг группы;
8. какие конфликты наиболее часто встречаются в группе;
9. какие виды деятельности предпочитают в группе – познание, общение, труд, игра;
10. каковы мотивы участия молодых людей в деятельности группы - подражание другим, потребность в эмоционально близких контактах, потребность в самоутверждении, самореализации, стремлении выделиться, в получении поощрений, подчинение требованиям педагогов, другие;
11. отношение группы к учебной деятельности университете;
12. отношение группы к внеучебной деятельности.
Проанализировав основные характеристики группы, можно приступать к коррекционной работе.
Для коррекции ценностных ориентаций личности можно использовать методы коллективных творческих дел, бесед, диспутов, встреч с интересными людьми и т.д. Кроме того, необходима коррекция аморального поведения.
В нашем исследовании помимо различий в ценностях студентов ВУЗов и учащихся ПТУ, мы выявили недостатки структуры самоотношения учащихся ПТУ.
Для коррекции структуры самоотношения, можно рекомендовать молодым людям участие в следующей коррекционной программе (см. приложение 9).
Анализ результатов
В процессе анализа результатов эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей испытуемых.
Результаты испытаний представим в виде таблиц. Таблица 1 для контрольной группы и таблицы 2 для г ...
Как преобразовываются учреждения, религии и языки
Высшие расы не могут точно так же, как и низшие, резко изменить элементы своей цивилизации. -- Противоречия, представляемые народами, переменившими свою религию, свой язык и свое искусство. -- В чем видны эти перемены. Глубокие изменения, ...
Социально-психологические факторы, влияющие на
развитие профессионального стресса
Социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени).
Интересно, что при исс ...