Результаты исследования взаимосвязи личностных качеств и социально-психологических факторов как условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьника. Организация, цели и задачи исследов

Материалы » Психологическое сопровождение становления личности в системе инновационного образования » Результаты исследования взаимосвязи личностных качеств и социально-психологических факторов как условий успешности развития когнитивной сферы младшего школьника. Организация, цели и задачи исследов

Целью нашей работы

было рассмотрение концептуальных основ психологической поддержки и сопровождения развития когнитивной и личностной сферы младших школьников в специально созданных условиях, определенных на основе психологического обследования.

Диагностическая и консультативная (исследовательская) работа проводилась с учащимися 2 «Б» (в 2005 - 2006 году) и 3 «Б» (в 2007 – 2008году) классов МОУ Лицея № 15 на предмет изучения уровня развития у них когнитивных и личностных качеств и степени их взаимосвязи.

В исследовании приняли участие 38 человек в возрасте от 8 до 10 лет, из них 17 девочек и 21 мальчик.

Гипотезы нашего исследования:

1. Личностные качества и социально-психологические условия, в которых находится учащийся младших классов, оказывают существенное влияние на развитие его когнитивных качеств.

2. Психологическое сопровождение является важным и эффективным аспектом работы психолога в создании личностно-развивающих условий для школьников.

Объектом исследования

является взаимосвязь когнитивных и личностных качеств учащихся младших классов, а также процесс психологического сопровождения учащихся младших классов.

Предмет исследования:

когнитивные качества учащихся младших классов, а именно: умение дифференцировать существенные признаки от несущественных, мыслительные операции обобщение и отвлечение, мыслительная операция аналогия; личностные характеристики младших школьников, такие, как: школьная мотивация, школьная тревожность и самооценка.

Задачи нашего исследования:

1. Изучить теоретико-методологические основы психологического сопровождения и особенности, присущие младшему школьному возрасту.

2. Изучить цели и задачи психологического сопровождения, ознакомиться с особенностями работы с учащимся в рамках данного направления психологической практики.

3. Провести с учащимися 2-го и 3-го «Б» классов МОУ Лицея № 15 г. Пятигорска исследование когнитивных и личностных качеств при помощи методик: «Существенные признаки»; «Исключение понятия»; «Аналогии»; «Обобщение»; «Лесенка»; «Диагностика школьной тревожности» Филипса; «Опросник школьной мотивации» Г.Н. Лускановой.

4. Составить программу коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения с целью обоснования важности и необходимости такого рода психологической работы, апробировать данную программу на этапе начального обучения.


Характеристика концепций черт личности
Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению необходимую последовательность и устойчивос ...

Эмпирическое исследование. Цели и гипотеза исследования.
Тема исследования: воздействие рекламы на человека. Цель: какие психологические факторы влияют на выбор потребителем товаров и что следует учитывать в их рекламе. Испытуемые: I. студенты 253 группы в составе 23 человек в возрасте от 1 ...

Развитие как метафора эпигенетического ландшафта.
Представить себе как происходит взаимодействие природных и средовых факторов поможет понятие “эпигенетического ландшафта” Ч.Уадингтона как метафора процесса развития. На рис.1. представлена схема эпигенетического ландшафта. Темный шар о ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru