Эмпирическое исследование влияния личностных черт курсантов на их отношение к своей и чужой лжи. Постановка проблемы и методы исследования
Цель исследования:
изучить влияние черт личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи.
Эмпирические задачи исследования:
1.
Исследовать проявление различных видов лжи у юношей и девушек в межличностном общении.
2.
Исследовать отношение юношей и девушек к различным видам чужой лжи.
3.
Выявить мотивацию лжи, которую курсанты приписывают себе и другим.
4.
Исследовать взаимосвязи между чертами личности курсантов и их отношением к своей и чужой лжи.
Гипотезы исследования:
1.
Юноши и девушки различаются по частоте применения ими различных видов лжи в межличностном общении и по реакциям на проявления лжи в чужом поведении.
2.
К социально приемлемым видам лжи как у юношей, так и у девушек наблюдается более снисходительное отношение.
3.
Черты личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.
Предмет исследования:
отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с чертами личности.
Объект исследования
-
выборка из 60 человек: 30 респондентов мужского пола и 30 – женского. Возраст: 19-20 лет. Курсанты 3-его курса, Новочеркасского военного института связи.
Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики:
I
.
Опросник «Виды лжи», разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи. Эта методика состоит из 48 вопросов, распределённых по 6 пунктов на каждую из следующих шкал:
1
. этикетная ложь
(самый распространённый и безобидный вид лжи, поскольку основывается на всеобщем договоре о соблюдении этикета);
2. ложь во благо
(не желание причинить боль правдой другому человеку);
3. ложь-фантазия
(безобидный вид лжи, при котором ложь, как правило, направлена на придание своему рассказу яркости, необычности);
4. ложь-оправдание
(распространенный вид лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка; обеление себя для смягчения санкций);
5. ложь-умолчание
(не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счёт неполноты картины);
6. ложь-сплетня (наговор)
(распространённый вид лжи, передача друг другу плохо проверенной информации о ком-то);
7. ложь-самопрезентация
(вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа; чаще применяется в отношении малознакомых людей);
8. мотивы лжи
(шкала содержит утверждения, связанные с приписыванием себе различных мотивов лжи).
Респондент должен был оценить, насколько его поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями: 3 балла – очень характерно для меня; 2 балла – характерно; 1 балл – мало характерно; 0 баллов – совсем не характерно.
II
.
Опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П. Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи. Он включает 28 жизненных ситуаций, в которых человек становится свидетелем искажения информации (ситуации подбирались таким образом, чтобы в них описывались те же виды лжи, что и в предыдущей методике). Респонденту предлагалось вспомнить, как он обычно реагирует в таком случае и выбрать один из вариантов ответа: А – я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом; Б – я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю своё поведение под влиянием услышанного; В – я прямо скажу человеку, что он говорит неправду. В конце опросника респондент должен был оценить, какими мотивы лжи руководствуются окружающие.
III
.
Личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 FPI) вариант опросника – А (содержит 187 вопросов).
Обработка полученных данных опросников производится по ключу.
IV
.
Анализ данных осуществлялся с помощью
методов непараметрической статистики: ранговый коэффициент корреляции Ч.Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS 12.0.
Результаты исследования и их анализ будут представлены в соответствии с поставленными задачами.
Формирование Я-концепции подростков
Становление и развитие Я-концепции подростка – важная задача в области современного образования. В процессе обучения и воспитания у человека должна быть сформирована система адекватных представлений о себе, позитивная устойчивая самооценк ...
Функционализм
Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса
(1842—1910). Джеймс предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динами ...
Пространственная и временная организация тренинга
Как правило, в процессе работы участники тренинга садятся в круг. Подобное расположение выбирается потому, что оно дает ряд преимуществ. В кругу обеспечивается: наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу; все находятся ...