Основные психологические направления исследования агрессивности
Страница 6

Материалы » Практическое исследование агрессивности подростков » Основные психологические направления исследования агрессивности

1. способ усвоения подобных действий

2. факторы, провоцирующие их проявление

3. условия, при которых они закрепляются

В этой теории также введены понятия замещения подкрепления и самоподкрепления. Замещение подкрепления - положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за подобное поведение. Самоподкрепляющий эффект влияет на поведение индивида как внешнее подкрепление. После того как желательная модель реакции приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления начинает играть приятые ощущения, испытываемые подростком.

Основная концепция данной теории: процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет. Научение таким навыкам или ассоциациям требует наличие какого-нибудь мотивационного процесса (драйв) и вознаграждения.

Из-за часто повторяющейся связи с освобождением от физического дискомфорта такие воздействия окружающей среды, как поведение матери при кормлении грудью приобретают ценность вторичного вознаграждения. К тому времени, когда ребенок повзрослеет настолько, что сможет воспринимать активное социальное обучение, мать, проявляя свою привязанность к нему, сможет усилить воздействие на те реакции ребенка, которые она бы хотела развить. Социализация значительно облегчается, если применяется система поощрений, наград в процессе обучения. Награды, связанные с редуцированием первичных драйвов, нельзя задерживать на длительное время, если ребенок не страдает серьезными физическими недостатками, но вторичными наградами можно пользоваться в процессе обучения свободно и эффективно.

Тревожность может вызвать значительную часть мотивационных свойств всех вторичных мотивов. Роль, которую играет тревожность в создании мотивационной составляющей, огромна. И если тревожность связанна с угрозой физической боли и лишением вознаграждения, то у родителей есть много дополнительных средств для воспитания ребенка и контроля за его поведением.

Процесс научения.

Воспитание родителей состоит из поощрения социально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательных привычек.

Искоренение социально неадекватного поведения может осуществляться двумя путями:

1. такие поведенческие акты надо оставлять без подкрепления, без награды;

2. такие поведенческие акты надо активно наказывать;

Если родители не обращают внимание на социально неадекватное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающиеся поведенческие акты постепенно «отмирают» или угасают.

Активное наказание так же может привести к «исчезновению» социально неадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенка постоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульс для таких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом для тревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции, которые, если они достаточно сильны, препятствуют или тормозят социально неадекватное поведение. Но заторможенные реакции могут не потерять свою силу и проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Наказание может помешать угасанию привычки: если привычка полностью заторможена, она не может реализовать и, таки образом, не может получить подкрепление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Преступная толпа
Так называемая преступная толпа. -- Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. -- полная бессознательность поступков толпы. -- Разные примеры. -- Психология "сентябрьщиков&qu ...

Знакомство
У каждого из нас масса знакомых людей обоего пола. Это и соседи по дому, и старые школьные друзья, и коллеги по работе или учебе. Кроме этого, каждый новый день может привести нас к очередному знакомству практически в любом месте: транспо ...

Идея классического психоанализа
«Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы». [9]. До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта ис ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyage.ru